Урок музыки и географии: «с амадеем по Европе»




Скачать 93.97 Kb.
НазваниеУрок музыки и географии: «с амадеем по Европе»
Дата публикации10.04.2013
Размер93.97 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > География > Урок
Интегрированный урок музыки и географии: «С Амадеем по Европе».

Автор: Кингель Наталья Владимировна,

учитель музыки МБОУ СОШ № 31 г. Новочеркасска Ростовской области

Цель урока:

Через знакомство с жизнью и творчеством Моцарта, маршрутами его концертных поездок по странам Европы прийти к пониманию целостности мира, объединяющим началом в котором являются духовные ценности.

Задачи урока:

  1. Показать влияние музыки Моцарта на культурную жизнь Европы 18 века через различные формы деятельности обучающихся.

  2. Пробудить интерес к самостоятельной поисково – творческой деятельности.

  3. Воспитывать толерантное отношение к культуре разных стран.

Оборудование: портрет Моцарта, мультимедиа проектор, раздаточный материал.

Ход урока.

Слайд 1.

Учитель музыки:

Сегодня у нас необычный урок. Он соединил музыку и географию. В нем также будут присутствовать элементы истории и искусства.

Слайд 2.

Учитель географии:

Европа! От твоих берегов отплывали каравеллы Колумба и Магеллана. Суровые викинги и архангельские поморы, греческие и римские галеры бороздили просторы окружающих тебя морей и океанов.

И сегодня на уроке мы вспомним, какое влияние оказывает Северная Атлантика на климат стран Западной Европы, познакомимся с понятием западно – европейский тип города, через географическое путешествие с великим австрийским композитором В. А. Моцартом посетим страны Западной Европы.

Ученик:

К группе стран Западной Европы относятся государства, расположенные в западной части Евразии. В этих странах жили такие великие композиторы как Бах и Гендель, Бизе и Верди, Бетховен и Гайдн. Страны разные по площади. Самое крупное государство из них Франция, затем идут Германия, Великобритания, Ирландия. Намного меньше страны Бенилюкса, Швейцария и Австрия. Несмотря на то, что одни имеют выход к Атлантическому океану, а другие его не имеют, климат всех государств Западной Европы во многом зависит от Северной Атлантики.

Слайд 3.

Учитель географии:

Ребята! Сделайте, пожалуйста, вывод, почему Северная Атлантика является «кухней» погоды для стран Западной Европы?

Ученики:

На погоду в странах Западной Европы влияют западные ветры, поступающие с Атлантического океана.

Учитель географии:

А почему их называют западными?

Ученик:

Эти ветры перемещаются по законам общей циркуляции атмосферы от 30 – х широт к 60 –м. В северном полушарии они отклоняются вправо по ходу движения земли, т. е. с запада на восток. Поэтому Западной Европы попадает под влияние этих ветров, которые приносят наибольшее количество осадков.

Учитель географии:

Также на перемещение воздушных масс большое влияние оказывает рельеф местности. Равнинные территории Франции, стран Бенилюкса, Германии дают возможность свободному проникновению воздушных масс Атлантики вглубь их территорий. Но, встречая на своем пути горную систему, эта масса поднимается по горным склонам, охлаждается, КОНДЕНСИРУЕТСЯ, ОБРАЗУЯ ОБЛАКА, ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ВЫПАДЕНИЮ ОСАДКОВ НА НАВЕТРЕННЫХ СКЛОНАХ ГОР. Такие погодные условия можно наблюдать в Альпах, молодой горной системе, расположенной на территории Франции, Италии, Швейцарии, Германии, Лихтенштейна и Австрии.

Слайд 4.

Учитель музыки:

Одним из городов, в котором погода полностью зависит от рельефа и перемещения воздушных масс, является австрийский город Зальцбург – родина Вольфганга Амадея Моцарта.

Слайд 5.

Учитель географии:

Зальцбург расположен на западе страны у северного подножия Восточных Альп на берегах реки Зальцах. В окрестностях города с незапамятных времен добывается соль, а соль по – немецки salz, отсюда и пошло название города, который славится красивыми озерами, целебными источниками, старинной архитектурой, замками и дворцами. Зальцбург – один из самых красивых городов Австрии, который разделяет река Зальцах.

Слайд 6.

Несмотря на то, что город находится среди вырубленных скал, погода за день может меняться несколько раз: проливной дождь сменится ярким солнцем, которое через несколько минут могут закрыть тучи, и опять польет дождь.

Слайд 7.

Ученик.

Нельзя представить Зальцбург без могучей крепости Хоэнзальцбург, строительство которой было начато в 1077 году, а завершилось только в 1763. Крепость является самым большим и наилучшим образом сохранившимся укрепленным сооружением Европы.

Слайд 8.

Во время экскурсии по крепости можно увидеть как выглядела охрана крепости,

Слайд 9.

…камера пыток,

Слайд 10.

…сооружение для подачи воды.

Слайд 11, 12.

Со смотровой площадки крепости открывается панорама города.

Слайд 13.

Учитель музыки.

В Зальцбурге до всех всемирно известных достопримечательностей можно легко дойти пешком. И первым на пути туристов стоит дворец Мирабэлль и окружающий его сад Мирабэлльгартен,

Слайд 14.

…с сохранившейся эстрадой, на которой выступал Моцарт.

Слайд 15.

Ученик.

Эстрада окружена стражами в образе грозных львов. (Сад и эстрада). Привлекательность города состоит в сочетании величия роскошных дворцов и современных построек. И повсюду чувствуется присутствие великого сына этого города – Вольфганга Амадея Моцарта.

Слайд 16.

Учитель музыки.

В самом центре Зальцбурга – бронзовая статуя Моцарта, открыта в 1842 году в присутствии двух его сыновей. Перед вами дом, в котором родился Моцарт, ныне превращенный в музей. Здесь находится детская скрипка Моцарта, портреты и письма его семьи, автографы, ноты церковных произведений, исполняемых и сейчас в 100 старинных церквях Зальцбурга.

Слайд 17.

А в Зальцбургском соборе ежедневно в 7, 11 и 18 часов 35 колоколов озвучивают мелодии Моцарта.

Слайд 18.

В доме Моцарта всегда звучала музыка, ведь отец, Леопольд Моцарт, был придворным музыкантом и композитором. С малых лет он прививал сыну любовь к музыке и уже в 5 лет маленький Амадей сочинил свои первые произведения, которые назывались просто Аллегро и Анданте, что означает быстро и медленно.

^ Звучит: Аллегро до мажор ( исполняет ученик).

Ученик.

Знаковым событием в истории культуры Западной Европы с 1920 года стал ежегодный Зальцбургский фестиваль, на который съезжаются лучшие музыканты со всего мира.

Слайд 19.

Учитель географии.

Из Зальцбурга семья Моцарта переезжает в Вену – столицу Австрии, которая была основана в 881 году. Вена стоит на берегах Дуная у подножия Альп. Город окружает зеленый «пояс», называемый Венским лесом.

Слайд 20.

Ученик.

На сегодняшний день население Вены – 1 млн. 600.тыс. чел. Вена представляет собой западно – европейский тип города с радиально – кольцевой планировкой. В центре – рыночная площадь с ратушей и собором, от которой радиально расходятся узкие улицы старого города.

Слайд 21,22.

Учитель музыки.

В старом городе обычно сохраняются архитектурно – исторические достопримечательности, в остальных частях преобладает современная застройка.

Слайд 23.

Другой столицей, которую посетил Моцарт, был Берлин.

Слайд 24.

Учитель географии.

Берлин возник значительно позже Вены в 1200 году. Расположен он в южной части Северо – Германской низменности в районе системы каналов, которые соединяют короткие реки Северной Франции, стран Бенилюкса и Германии в бассейне реки Эльба.

Слайд 25.

Т. к. между странами ЗЕ много общего, то и радиально – кольцевая планировка свойственна Берлину - столице Германии. Сегодня численность населения Берлина 3 млн. 430 тыс. человек.

Слайд 26.

Ученик.

Плотность населения около 4 тыс. человек на 1 кв. километр. С послевоенного времени и по 1990 год он был разделен на 2 части: западную и восточную Берлинской стеной.

Слайд 27.

Объединение города произошло в 1990 году: Берлинская стена рухнула, однако фрагмент ее был сохранен как памятник, разделивший немецкую нацию на долгие 44 года.

Слайд 28.

Учитель музыки.

В германии началась блестящая концертная деятельность Моцарта. Композитор не один раз посещал Берлин, а так же Дрезден и Лейпциг, где большим успехом пользовались его фортепианные концерты.

^ Звучит: фрагмент Концерта № 26 ре мажор.

Слайд 29.

Учитель географии.

В ноябре 1763 года семейство Моцартов прибыло в Париж. Париж – столица Франции, расположена в северной части страны на равнинной территории одного из островов в русле реки Сена.

Слайд 30.

На панораме города просматривается его старая часть с типичной радиально – кольцевой планировкой и современной застройкой. Центральная часть Парижа сравнительно невелика по площади и имеет население в 2 млн. 2 тыс. человек. В пределах агломерации в узких границах проживает 5 млн. человек, в широких границах еще 9,6 млн. человек. С внешним поясом пригородной зоны – более 10 млн. человек. Так сформировался современный Парижский столичный регион.

Слайд 31.

Ученик.

Однако уже в 18 веке Париж был одним из самых крупных и богатых городов Европы. А одной из главных достопримечательностей Парижа является Лувр – крупнейший музей мира. Здание музея – старинный королевский дворец.

Слайд 32.

Лувр начинается со стеклянной пирамиды, точнее говоря, их здесь 2: большая и малая. Они построены американским архитектором китайского происхождения Ео Ми Пеем в 1981 году во время реконструкции Лувра. Эти пирамиды как – то не очень сочетаются с древним творением, но способствуют без помех пройти в музей тысячам посетителей.

Слайд 33.

В коллекции Лувра экспонаты со времен античности до наших дней, представляющие все страны и континенты.

Слайд34.

Самые знаменитые: свод законов древнеегипетского царя Хаммурапи,

Слайд35.

…Венера Милосская, Мона Лиза Леонардо да Винчи.

Слайд 36.

Учитель географии.

Каждый, кто был в Париже, обязательно посетил еще один символ этого города – Эйфелеву башню. К столетнему юбилею французской революции в Париже произошло открытие Всемирной выставки, украшенное необычайным творением Инженера Гюстава Эйфеля.

Слайд 37.

Так ввысь устремилась 300 – метровая ажурная стрела весом в 75 тонн. Собирали башню по принципу детского конструктора – 15 тыс. отдельных элементов и 2,5 млн. заклепок.

Слайд 38.

Учитель музыки.

Но если сегодня мы проводим экскурсию по Европе вместе с Моцартом, то нельзя не вспомнить о знаменитом соборе Нотр Дам де Пари или как его иначе называют – Собор Парижской Богоматери, в котором выступал и великий композитор. Строительство собора длилось 170 лет. Знаменит он не только своей архитектурой, но и тем, что в нем хранится гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос.

Именно от Нотр Дам берут начало все дороги во Франции: на дорожных табличках указано расстояние от собора до любой точки страны. И еще одной точкой пребывания Моцарта во Франции был Версаль.

Слайд 39.

Ученик.

Расположенный в 20 км к юго – западу от Парижа королевский городок Версаль, более известный как Версальский дворец, признанный шедевр мирового наследия, является достаточно молодым дворцово – парковым ансамблем, ему всего 350 лет.

Слайд 40.

В конце 16 в. Версаль был маленькой деревушкой в лесу, вокруг которой расстилались поля и бесконечные болота. По поручению Людовика 13, в данной деревушке был выстроен маленький охотничий замок, разбиты первые версальские сады.

Слайд 41.

Идея строительства нового замка возникла у короля Людовика 14 по причине зависти, которую он испытал, увидев замок своего министра финансов.

Слайд 42, 43.

И с 1661 года Людовик 14 начал расширять дворец, чтобы использовать его как свою постоянную резиденцию.

Слайд 44.

Учитель географии.

Версальский дворцово – парковый ансамбль отличается уникальной целостностью замысла и гармонией между архитектурными формами и переработанным ландшафтом. С 1979 года Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Ученик.

Семья Моцарта была принята в Версале королем Людовиком 16. Однако этот райский дворец не был предназначен для отдыха великого композитора. Его дни были наполнены напряженным трудом: многочасовыми концертами, сочинением музыки. В этот период была написана Соната ля мажор, 3 – я часть которой имеет авторское название «Алля турка!», т. е. «В турецком роде» или Турецкий марш.

^ Звучит: Финал сонаты ля мажор «Турецкий марш».

Слайд 45.

Учитель музыки.

В Западной Европе есть еще одна страна, оказавшая влияние на становление Моцарта как музыканта и композитора. Там он познакомился с новым инструментом – фортепиано, пришедшим на смену клавесину. Это Великобритания.

Слайд 46.

Учитель географии.

На юге Англии на берегах реки Темзы расположена столица – Лондон. Это огромный многонациональный город, возникший на равнинной территории на месте поселения римлян 2000 лет назад.

Слайд 47.

Погода в Лондоне, как и во всей стране дождливая, переменчивая; вследствие сильной влажности воздуха Лондон часто окутан туманами. Лондон в отличие от других городов региона имеет смешанную планировку строительства. Здесь сочетается линейная и радиально – кольцевая структура.

Слайд 48.

Учитель музыки.

Лондон – один из культурных центров Европы. Моцарт с удовольствием гулял по набережной Темзы и улицам старого города. В Великобритании он сильно вырос как композитор. Здесь он сочинил свою первую симфонию ( всего их будет 41!). Симфония – это крупное произведение для оркестра в 4 – х частях, станет одним из главных произведений в творчестве Моцарта. Необычайно искренняя и трепетная музыка симфонии № 40 восхищает слушателей уже более 200 лет.

^ Звучит: Симфония №40 соль минор.

Слайд 49.

Учитель географии.

Итак, мы вслед великим Моцартом побывали в 4 – х странах Западной Европы. Давайте на интерактивной доске отметим страны и их столицы, в которых звучала музыка великого композитора. Но как бы хорошо ни принимали Амадея за границей, его всегда тянуло на Родину, в Австрию. Давайте на доске начертим гастрольный путь Моцарта и увидим, что в конце этого пути он возвращается в Вену.

Слайд 50.

Учитель музыки.

В самом центре Вены находится построенный в 15 веке собор Святого Стефана. Внутреннее убранство собора поражает величием готического стиля.

Слайд 51.

Именно в этом соборе в 1782 году Моцарт венчался с Констанцией Вебер, а через 9 лет здесь же была отслужена траурная месса за упокой его души.

Слайд 52.

Но венцы и по сей день чтут память своего выдающегося земляка. По всей Вене можно увидеть живые фигуры Моцарта.

Слайд 53.

Тема нашего сегодняшнего урока «С Амадеем по Европе», но, как мы с вами убедились, музыка Моцарта звучит на всех континентах, во всех странах. Целью урока было через знакомство с жизнью и творчеством Моцарта, с маршрутами его концертных поездок по странам Европы прийти к пониманию целостности мира. Ведь нас объединяют духовные ценности. Чайнворд «Ступеньки к Моцарту» будет вашим домашним заданием. Он поможет вам применить знания по музыке и географии, полученные на уроке. Вольфганг Амадей Моцарт навсегда прославил свой родной город – Зальцбург. Насладимся же еще раз его нестареющей музыкой.

Звучит: Маленькая ночная серенада.

c:\users\наташкаба\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чайнворд моцарт.jpg

Похожие:

Урок музыки и географии: «с амадеем по Европе» iconКонспект урока по географии в 10 классе по теме «Отдых и туризм в Европе»
Изучить основные причины развития туризма в Европе, выделить виды и центры туризма, познакомить с достопримечательностью некоторых...
Урок музыки и географии: «с амадеем по Европе» iconУрок по географии и истории ) Провела учитель географии: «Морозова...
Тема урока «Индия-Прошлое,настоящее и будущее»11класс(бинарный урок по географии и истории )
Урок музыки и географии: «с амадеем по Европе» iconУрок литературы и музыки в 4 классе. Урок проведен учителями г. Глазова моу «сш №7»
Урок проведен учителями г. Глазова моу «сш №7»: учителем музыки Солодянкиной Галиной Михайловной и учителем начальных классов Еремеевой...
Урок музыки и географии: «с амадеем по Европе» iconТема: «Песня душа музыки». Урок 2
Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с тремя музыкальными жанрами (типами) музыки
Урок музыки и географии: «с амадеем по Европе» iconУрок-игра
Цель урока: На примере одного из направлений рок-музыки арт-рока сформировать у учащихся представление о тенденциях развития современной...
Урок музыки и географии: «с амадеем по Европе» iconУрок музыки в 6 классе. Тема четверти : «В чём сила музыки?»
Огюст Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми», «Портрет Жана Ренуара и Габриэли с её ребёнком»
Урок музыки и географии: «с амадеем по Европе» iconУрок музыки в 5 классе Тема: «Контрасты в музыке»
Автор: Синельникова Людмила Анатольевна, учитель музыки первой квалификационной категории муниципального бюджетного образовательного...
Урок музыки и географии: «с амадеем по Европе» iconУрок по географии в 7 классе по теме: «Южная Америка»
Автор: учитель географии моу «сош с. Ново-Захаркино Духовницкого района Саратовской области» (филиал с. Полеводинское) Румянцева...
Урок музыки и географии: «с амадеем по Европе» iconМбоу «Свободинская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского...
Оборудование: презентация «Внутренние воды Африки», мультимедийный проектор, интерактивная доска, диск «Уроки географии 7 класс»,...
Урок музыки и географии: «с амадеем по Европе» iconУрок географии по теме: "Ориентирование на местности. Азимут" Багавеева...
Вызывает 3 учеников-контролёров с проверкой знания топографических знаков (с последующей аннотацией ответов товарищей и проверкой...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница