Курс «методология и методы психологического исследования» (Материалы для самостоятельного изучения студентами)




НазваниеКурс «методология и методы психологического исследования» (Материалы для самостоятельного изучения студентами)
страница1/19
Дата публикации25.02.2013
Размер3.06 Mb.
ТипЛекция
shkolnie.ru > География > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19




Курс «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»
(Материалы для самостоятельного изучения студентами)
ЛЕКЦИЯ № 1
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Вопросы:
1. Наука как система знаний.

2. Методология научного поиска.

3. Методы научного исследования.

4. Методология научного поиска.

5. Методы научного исследования.

6. Теоретические методы научного исследования.

7. Эмпирические исследовательские приемы.

8. Категориальный аппарат научного исследования.
1.1. Наука как система знаний

Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях и имеет довольно сложную структуру.

В основу понятия «система» положена мысль о том, что все предметы, процессы, явления в мире взаимосвязаны и взаимодействуют, поэтому наука как система представлена:

  • в форме общественного сознания, которое отображает смысл человеческого бытия, куда входят науки о природе, обществе и человеке;

  • в форме общественной практики, которая включает методологию, теории, информацию и научные структуры.

Науку как систему отличает целостное единство количественного и качественного накопления научных знаний, процесс формирования связей между ними. Системность науки реализуется становлением и развитием ее как отдельного социального института, который объединяет интеллектуальный потенциал общества.

Наука есть результат деятельности всего человечества, которая подчинена целям развития общественной практики. Наука - это не просто сумма знаний об окружающем мире, а точно сформулированные положения о явлениях и их взаимосвязях, законах природы и общества, которые выражены с помощью конкретных научных понятий и суждений. Понятия и суждения являются научными, если они получены с помощью научных методов (как эмпирических, так и теоретических) и подтвержденные в процессе их практической проверки. Таким образом, наука - сфера исследовательской деятельности, которая направленная на получение новых знаний о природе, обществе и человеке.
Наука выполняет в обществе такие функции:

- социальной памяти как «накопления - сохранения - трансляции» опыта предыдущих эпох;

  • гносеологическую (познавательную), что обеспечивает обществу необходимые знания для правильного решения поставленных проблем;

  • нормативную, что устанавливает, организует и регулирует отношения между научными структурами с помощью систем и норм, правил этики;

  • коммуникативную, что реализуется с помощью научного языка как понятного и важного средства общения;

  • аксиологичную (ценностную), что формирует в обществе ценностные ориентации, которые направляют результаты научных открытий на благо человечества;

  • креативную (творческую), что реализуется с помощью создания мощного, интеллектуального потенциала человечества;

  • воспитательную, что разрешает повысить уровень образованности в обществе.



Процесс накопления таких знаний называется научным познанием.
Структура процесса познания может быть представлена такой схемой:


Процес пізнання



Форми мислення

Елементи чуттєвого пізнання









Структурные элементы рационального познания

Цель науки - познание законов развития природы и общества, их влияние на предметы и явления, их свойства и отношения, которые осуществляются с помощью логического и абстрактного мышления.

Процесс научного познания предусматривает накопления фактов, которые подлежат систематизации и обобщению с помощью понятий, категорий, критериев. Понятия являются высшей формой проявления мысли и отображают предметы и явления мира в их конкретных и общих признаках, с помощью которых и создается система научного знания. Научные знания представляют собой систему взаимозависимых понятий, которые отражают закономерный процесс развития природы и общества.

Развитие системы научных знаний, его усовершенствование, систематизация и апробация проводятся с помощью научного исследования.

Изучать, исследовать, вести научный поиск - это открытия, где не последнюю роль сыграют интуиция, индивидуальность исследователя, опыт. Поиск, который опирается как на эмпирический факт, так и научный факт, предусматривает применение разных методов научного исследования и приводит к обобщениям на типологическом уровне называется научным.

От идеи к ее воплощению научный поиск проходит несколько этапов и является целенаправленным процессом познания, результаты которого представленные в виде научного исследования в разнообразии его проявлений: научная статья, диссертация (магистерская, на получение научного степени), монография, эссе и др.

Любой научный поиск имеет отличительные особенности, к которым следует отнести целенаправленный процесс познания, логику научного поиска с присущей ей последовательностью и обоснованием выдвинутых положений, выводов и обобщений. Научный поиск всегда направлен на повышение уровня научных знаний, на открытие новых законов природы, связанный с новыми оригинальными идеями.


По целевому назначению выделяют такие виды научных исследований:

  • фундаментальные, которые имеют высочайшую степень неопределенности, результатом которых есть открытия новых явлений и законов природы, расширение научных знаний общества и их применение в практической деятельности;

  • прикладные, которые предусматривают поиск новых, или усовершенствование уже известных явлений и законов природы, цель которых - использование полученных результатов в практической деятельности человека и общества.


Научное исследование условно разделяют на этапы:

  • эмпирический;

  • теоретический.


Эмпирический этап научного исследования связанный с получением и первоначальной обработкой материала, процессом накопления фактов, описанием языком науки, классификацией по разным критериям и выявлением основной зависимости между ними.

^ Именно во время такой работы исследователь должен:

  • описать каждый факт терминами науки, в границах которой ведется исследование;

  • отобрать из всех фактов типичные, наиболее употребительные;

  • классифицировать факты по их сущности, выяснив имеющиеся связи между отобранными фактами.


Теоретический этап исследования связан с глубоким анализом научного фактажу, проверенного, осознанного и зафиксированного языком науки, проникновением в суть явлений, формулированием его в качественной и количественной форме, избранием принципа действия и рекомендаций относительно практического влияния на эти явления.
^ Между двумя этапами исследования есть постановка проблемы, которая означает:

  • определение того, что есть неизвестным и требует доказательства;

  • формулирования вопроса, который отображает основное содержание проблемы, и обоснования его правильности и важности для науки;

  • выделение конкретных задач, последовательность их решения и методы, которые при этом применяются.


Научное исследование в каждом из своих циклов двигается от эмпирики к теории, а от теории - к практике, которая ее проверяет.

Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание, в частности получение, описание фактов и постановка научных проблем, выдвижения гипотезы, новой идеи, положения, формулирования теории и органическое включение у нее доказательных положений.
Теория (греческое theoria - рассмотрение, исследования) - форма достоверного научного знания о действительности, которая представляет собой систему понятий, утверждений, доказательств, дает целостное представление о закономерностях и связях в обществе. Теория возникает в результате познавательной деятельности и практики и представляет собой мыслительные процессы отображения действительности.

Научная теория как система характеризуется:

  • предметностью;

  • адекватностью объективной действительности;

  • конкретностью;

  • истинностью и достоверностью.

Научная теория должна быть логичной, объяснять факты и научные конструкции. Новые теории возникают тогда, когда существующие знания не удовлетворяют объяснение экспериментальных фактов.
Структуру научной теории составляют:

- факты - знания об объектах или явлениях, верность которых доказана;

- категории - общие и фундаментальные понятия, которые отображают наиболее существенные, общие качества явлений действительности;

  • аксиомы (грец. ахіота) - истинные положения, которые принимаются без логического доказательства, в силу их непосредственной убежденности;

  • постулаты (лат. postulatum) - утверждения (суждения), которые принимаются научной теорией как истинные, хотя верность их не доказана;

  • принципы (лат. principium) - исходные положения любой теории, учения, науки или мировоззрения; абстрактные определения идеи, которые возникли в результате субъективного постижения опыта человечества;

  • понятия - мысль, которая обобщает и выделяет предметы, явления по определенным признакам, отображает существенные их качества (общие, единичные, конкретные, абстрактные, относительные, абсолютные и т.д.);

  • суждения (высказывания) - высказанная мысль (утверждающая, общая, конкретная, условная и т.п.), в которой отображено отношение к ее содержанию, истинности или ошибочности;

  • умозаключение - процесс мышления, который объединяет последовательность двух и больше суждений, в результате чего появляется новое суждение;

  • законы - существенные и необходимые отношения между явлениями, которые отображают общие связи и имеют объективный характер.


Таким образом, научная теория - это система существенных идей, подходов и логических принципов, с помощью которых обобщается опыт, получаются достоверные знания, отображается закономерное развитие природы, общества, мышления на основе связей между ее понятиями.

Содержание научной подготовки будущего специалиста в высшей школе следует рассматривать как комплексное новообразование, как единство научно-познавательной и научно-практической работы, в основе которой находится программно-целевой метод планирования и управления процессом обучения, которое обеспечивает интеграцию дисциплин и вместе с тем отображает современный уровень развития науки, ее специфику.

Некоторые виды творческих работ, в частности рефераты, курсовые и дипломные проекты, магистерские диссертации можно отнести к так называемым научно-исследовательским работам, в которых не решаются вопрос кардинально новых путей исследования в любой области науки, а лишь ставится задача критического обзора уже известного или обобщения на уровне эксперимента (приобретенного практического опыта) как результата, который подтверждает уже известный факт.

Эффективность научно-исследовательской работы зависит от условий ее организации, во время которой вводится целая система научных исследований студентами, учитывая научный потенциал каждого лично.

Именно в этом нему поможет курс «Методика психологического исследования», в котором четко и содержательно определены необходимые для научного поиска шаги: избрания темы научного исследования, прорабатывания литературы, обсуждения и освещения ее в реферате, курсовой работе, дипломном проекте, магистерской диссертации, определения перспективности избранного пути научного поиска.

1.2. Методология научного поиска

Любой научный поиск от его творческого замысла к конечному оформлению осуществляется индивидуально, но можно выделить общие, методологические подходы его проведения.

Методология - учение о структуре, логике организации, методах и средствах деятельности в разных областях науки, ее теории и практики. Соответственно учебному процессу в высшей школе методология понимается как совокупность принципов, средств, методов и форм научного познания.

Методология - как учение об основах познания - анализирует и оценивает философские, мировоззренческие позиции, на которые исследователь опирается в процессе научного познания.

Методология - как учение о способах и приемах исследования - рассматривает существенные характеристики конкретных методов познания, которые составляют общее направление исследования. К таким методам следует отнести приемы и способы эмпирического и теоретического этапов исследования.

Значение методологии научного познания состоит в том, что она позволяет систематизировать весь объем научного знания и создать условия для разработки дальнейших, эффективных направлений исследования. Главной задачей методологии научного познания есть синтез накопленных научных знаний, которые разрешают использовать достижения развития науки в практических целях. Методология изучает методы, средства и приемы, с помощью которых приобретаются, определяются и строятся разные системы знаний.
Методологический аппарат включает в себя:

  • принципы организации и проведения научного исследования;

  • методы научного исследования и способы определения его стратегии;

  • научный аппарат: понятийно-категориальную основу научного исследования (актуальность, научную новизну, эвристическую ценность, теоретическую и практическую значимость, проблематику, объект, предмет, гипотезу, цель и задачу).

Все составляющие научного поиска в совокупности служат основой методологического аппарата, поэтому под научным исследованием понимают целенаправленное познание, результаты которого представлены в виде системы понятий, законов, теорий.
^ Основные принципы методологии познания:

  • принцип единства теории и практики, которые являются взаимообусловленными;

  • принцип объективности, что требует учета всех факторов, которые характеризуют то или другое явление;

  • принцип конкретности, который указывает на существенные стороны и закономерности объективных процессов и конкретные подходы к их оценке;

  • принцип развития, который состоит в формировании научного знания с отображением различий, количественных и качественных изменений объекта познания;

  • принцип закономерности, который нуждается в обусловленности явлений с учетом отношений и связей между ними.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Курс «методология и методы психологического исследования» (Материалы для самостоятельного изучения студентами) iconЗагвязинский В. И., Астахов Р. Методология и методы психолого-педагогического...
Философия и методология науки: учеб пособие / Под ред. В. И. Купцова. М.: Из-во «Аспект пресс», 1996. – 551 с
Курс «методология и методы психологического исследования» (Материалы для самостоятельного изучения студентами) iconЗагвязинский В. И., Астахов Р. Методология и методы психолого-педагогического...
Философия и методология науки: учеб пособие / Под ред. В. И. Купцова. М.: Из-во «Аспект пресс», 1996. – 551 с
Курс «методология и методы психологического исследования» (Материалы для самостоятельного изучения студентами) iconРаботы, которые рекомендуются для самостоятельного изучения студентами
Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (становление и развитие первых научных программ). М.: Наука, 1980
Курс «методология и методы психологического исследования» (Материалы для самостоятельного изучения студентами) iconКраткий курс математические методы исследования операций в экономике п. Конюховский
...
Курс «методология и методы психологического исследования» (Материалы для самостоятельного изучения студентами) iconМетодические указания по теме 1 Вопросы для самопроверки по теме 1
«Основы строительства и инженерное оборудование» и предназначается для самостоятельного изучения этой дисциплины, выполнения контрольной...
Курс «методология и методы психологического исследования» (Материалы для самостоятельного изучения студентами) iconКонтрольная работа контрольные задания составлены в соответствии...
Контрольные задания составлены в соответствии с программой курса. Цель контрольной работы закрепление и проверка знаний, полученных...
Курс «методология и методы психологического исследования» (Материалы для самостоятельного изучения студентами) iconМетодические указания к выполнению контрольной работы
Целью выполнения контрольной работы является закрепление знаний, полученных студентами в процессе самостоятельного изучения дисциплины,...
Курс «методология и методы психологического исследования» (Материалы для самостоятельного изучения студентами) iconПрограмма по дисциплине дпп. Ф 3
Понятия стандартизации, надежности и валидности. Определение репрезентативности выборки. Методы обработки и анализа результатов психологического...
Курс «методология и методы психологического исследования» (Материалы для самостоятельного изучения студентами) iconМетодические указания для выполнения контрольной работы
Цель контрольной работы – закрепление и проверка знаний, полученных студентами в процессе самостоятельного изучения учебного материала...
Курс «методология и методы психологического исследования» (Материалы для самостоятельного изучения студентами) iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Методические указания предназначены для лучшего усвоения, закрепления и систематизации знаний, полученных студентами-заочниками в...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница