Тема: Финикия Цели урока




Скачать 51.76 Kb.
НазваниеТема: Финикия Цели урока
Дата публикации30.10.2014
Размер51.76 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > География > Урок
Тема: Финикия
Цели урока: 1. Актуализировать знания учащихся о занятиях населения Древнего Востока;

2. Способствовать развитию умений сравнивать, выделять общие черты и особенности

в жизни людей древних цивилизаций;

3. Дать учащимся более полные представления об изучаемой эпохе и человеке того

времени, о его взглядах на мир

1. Познакомить учащихся с местоположением и природно-климатическими условиями

одного из древних государств Передней Азии – Финикии и занятиями ее населения;

религиозными взглядами финикийцев.

2. Продолжить формирование умений работать с исторической картой.
^ Тип урока: изучение нового материала
Средства обучения: карты Средиземноморья и мира, карта «Древний Восток, Египет и Передняя

Азия».

План урока: 1. Местоположение и природные условия Финикии.

2. Занятия жителей Финикии.

3. Города Финикии.

4. Основание колоний.

5. Изобретение алфавита.

6. Религиозные верования.
1-2. Изучение Финикии можно начать с рассказа о географическом положении и природных условиях страны. Используя современную политическую карту показать, что на месте древней Финикии в настоящее время расположено государство Сирия. Учащимся могут быть предложены такие задания:

1. Используя карту и рассказ учителя, определите, как географические условия страны влияли на занятия людей.

2. Сравните занятия финикийцев с занятиями жителей Древнего Египта и Вавилонии; укажите общие черты и различия.
Работа по карте:

- На каком побережье Средиземного моря располагалась Финикия? (на восточном побережье Средиземного моря).

- Обозначены ли на карте крупные реки, такие как Нил, Тигр, Евфрат? (крупных рек в Финикии не было)
Рассказ учителя:

Климат страны в целом был благоприятным для человека. Лето продолжалось с конца апреля до конца октября, зима была короткой- всего три месяца. В это время на жителей страны обрушивались холодные дожди. Самым неприятным явлением природы были суховеи, представлявшие серьезную угрозу земледелию.

Плодородной почвы в Финикии было мало, поэтому земледелие развивалось слабо. Широко было распространено садоводство.
3.Работа по карте:

- Какие крупные города существовали в Древней Финикии? (Библ, Сидон, Тир).

- Где они располагались? ( на берегу Средиземного моря).

- Чем могли заниматься жители городов и селений (мореплаванием, рыболовством и торговлей).

- Какой рельеф на территории этого государства? Посмотрите легенду карты (горы и возвышенности).
В названиях главнейших финикийских городов отражены географические условия страны. Так, на севере располагался город, который греки называли Библ (В Библии – Гебал), по-финикийски Губл; в переводе означало гора. Самый крупный из финикийских городов называли Тир, что соответствует финикийскому Тсур – скала. Третий большой город, назывался Сидон, что означает город рыбной ловли. О древних городах Финикии мало что известно. Известно лишь, что они были обнесены несколькими рядами массивных стен, существовали и высокие башни. К стенам прибивали щиты, которые прикрывали бойницы, откуда лучники поражали неприятеля.

- Какой вывод из этого можно сделать? ( финикийцам приходилось защищать свои города от врагов).
Учащиеся отвечая на предложенные задания приходят к выводу, что главными занятиями населения Финикии были торговля, мореплавание и рыболовство; что эти особенности экономики определялись природными условиями и климатом страны.
В финикийских городах издревле развивалось ремесло. Значительную роль в финикийском хозяйстве играло производство стекла. В Финикии производили стекло различных сортов – от темного и непрозрачного до бесцветного и прозрачного. Где же его применяли? Стекло в древние времена не вставляли, как теперь, в окна. Из него делали различные украшения, сосуды, которые очень ценились; стеклом отделывали и стены домов.

Во многих финикийских городах широко была развита добыча пурпурной краски, высоко ценившейся в странах древнего мира. Как же был открыт этот краситель? Рассказывают, что однажды какой-то финикийский пастух пас стадо недалеко от морского побережья. Его собака разгрызла морскую улитку и возвратилась к хозяину с мордой, окрашенной пурпурным цветом. Пастух подумал, что пес чем-то поранил себе морду, и начал обтирать клочком шерсти мнимую кровь, но никакой раны не обнаружил; шерсть же приобрела прекрасный алый цвет.

Финикийские города были центами торговли в Передней Азии. Из продуктов собственного производства финикийцы продавали рыбу, оливковое масло, кедровый лес, шедший на постройку кораблей. Финикия также являлась центром транзитной торговли. Ее знаменитые купцы-мореплаватели установили связи с различными странами и народами.

4. Работа по карте (с.72, учебник Вигасина).

- Где побывали финикийцы (в Греции, на о. Крит, на о. Кипр, в Италии, в Испании, обогнули всю Африку, Малую Азию).

- Что обозначено на карте кружком? (колонии финикийцев).

Работа с новыми терминами:

Колония – поселение;

Колонизированные – захваченные ( территории) и подчиненные кому-либо.

Самостоятельная работа с текстом учебника п. 3, с. 72-73, п.15 Вигасина.

Выясните : зачем финикийцы основывали колонии?
5. Самостоятельная работа с текстом учебника.

- Прочитайте п. 4, с.72-73, п.15 Вигасина и ответьте на вопросы:

-Что придумали финикийцы? (финикийцы придумали алфавит)

-Какое это имело значение? ( способствовало развитию письменности)

6. Финикийцы, как правило, избегали произносить имена богов. Они полагали, что, назвав бога по имени. Нарушают его покой; разгневанный непочтительным отношением бог может появиться и покарать людей, побеспокоивших его. Они обычно говорили о своих богах иносказательно; поэтрму мы не знаем их имен. Верховный бог, владыка Вселенной, назывался просто богом ( по-финикийски Эл). Его супруга именовалась богиней или духом ( по-финикийски Элат).

У каждого города был свой бог-покровитель. Так, жителей города Тира опекал бог Мелькарт (в переводе царь города). Финикийцев в древности считали жестоким народом не только за работорговлю, но и за акты жертвоприношений. В исключительно важных случаях, в частности в момент смертельной опасности для города, финикийцы приносили в жертву малолетних детей. Иногда число принесенных в жертву достигало несколько сотен.

Раскрыть представления древних людей о мире и природе поможет пересказ предания о богах финикийского города Угарит.

Бог Мот ( в переводе с финикийского смерть) – бог иссушающего солнца, губящий растительность и жизнь, владыка подземного мира – пригласил бога Баала – бога земледелия и плодородного дождя – в гости. Баал принял приглашение и погиб от руки Мота. Бог Эл, владыка Вселенной, его оплакивал. Сестра Баала, богиня Анат, богиня подземных вод, рек и морей, пустилась на поиски брата. Она нашла его мертвым в подземном царстве. Анат погребла своего брата и совершила жертвоприношение.

Анат не могла примириться с потерей брата. Она потребовала, чтобы Мот отпустил его на землю. После того как Мот отказался выполнить ее просьбу, она убила его, рассекла тело на мелкие куски и рассыпала останки по полю. Баал ожил и, победив врагов занял свой трон.

Предание заканчивается рассказом о борьбе между Баалом и вновь возрожденным Мотом; противостояние завершилось окончательным поражением бога смерти.

Ученикам можно предложить ответить на следующие вопросы:

1. С каким древнеегипетским мифом перекликается сюжет финикийского предания? Какие черты объединяют эти два мифа? (миф об Осирисе и Исиде)

2. Почему в разных районах Древнего Востока возникли мифы с похожими сюжетами?

3. Как вы думаете, можно ли на основе предания судить о занятиях финикийцев,об их взглядах на природу?
Закрепление изученного на уроке:

а) Рабочая тетрадь. Выпуск 1. Задание 61, 62, с.50
Итог урока

Домашнее задание: 1. Прочитать п.15 учебника, вопросы;

2. Уметь работать с картой;

3. Выучить новые термины

Похожие:

Тема: Финикия Цели урока iconУрока. Цели урока
Тема: Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. ( В планировании данная тема расчитана на 2 урока)
Тема: Финикия Цели урока iconПояснительная записка Основные сведения Тема урока: «Метод координат»
Тема урока: «Метод координат». Предмет: математика – информатика. Тип урока: комбинированный (классификация по основной образовательной...
Тема: Финикия Цели урока iconКонспект урока. Тема урока
Цели урока: Познакомить учащихся с равнопеременным видом движения. Ввести понятие ускорения, мгновенной скорости
Тема: Финикия Цели урока iconТезисы урока по обществознанию Тема «Понятие преступления. Уголовная...
Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология,...
Тема: Финикия Цели урока iconУрока: изучение нового Тема урока: Ты и твои друзья
Цели урока: Способствовать формированию и развитию ценностного отношения учащихся к дружбе между одноклассниками и друзьями
Тема: Финикия Цели урока iconУрок физики 9 класс Тема урока: «Искусственные спутники Земли»
Цели: овладение общеучебными и универсальными действиями (формирование цели деятельности, планирование опыта )
Тема: Финикия Цели урока iconКонспект урока по русскому языку. Тема урока: Упражнения в правописании глагола с частицей "не"
Конкретные цели урока: Повторить правописание гласных и согласных в разных морфемах; закрепить правописание «не» с глаголом
Тема: Финикия Цели урока iconТема урока Цели урока
Расширять знания учащихся в истории русского искусства и культуры, о русских зодчих и живописцах
Тема: Финикия Цели урока iconТема урока: Мои летние каникулы
Цели урока: развитие самостоятельности, творческих способностей, умения проводить исследовательскую работу
Тема: Финикия Цели урока iconТема урока. Биосфера и охрана природы. Цели урока
Знать: изменение в результате деятельности человека; понятия «заповедник», «национальный парк»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница