Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса




Скачать 55.46 Kb.
НазваниеВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса
Дата публикации01.10.2014
Размер55.46 Kb.
ТипКонкурс
shkolnie.ru > География > Конкурс
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)


Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: среднее образование




Название работы: Лингвистическая и социологическая природа речевых ошибок.

автор: Гришкова Надежда Алексеевна 

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год).

Номинация конкурса: «Педагогические идеи и технологии: среднее образование».

Название работы: «Лингвистическая и социологическая природа речевых ошибок».

Автор: учитель русского языка и литературы Гришкова Надежда Алексеевна.

Место выполнения работы: город Волжский Волгоградской области МБОУ СОШ №11 им. Скрипки О.В.

Тема: Лингвистическая и социологическая природа речевых ошибок.

Цель:

  1. проверить эффективность полученных учащимися теоретический знаний типологии речевых ошибок и недочетов, укреплять умения, учащихся в искусстве словесного выражения;

  2. совершенствовать навыки выработки собственного речевого «почерка», коммуникативные способности учащихся;

  3. выявить способности ученика к речевому общению и сотрудничеству.

Задачи:

1.Создать ситуацию развивающейся речевой среды;

2.активизировать внимание учащихся на ошибках

3.вызвать интерес к проблеме неправильностей в речи

4.повысить самоконтроль за речью

Метод репродуктивного обучения –практическое занятие

Оформление: Эпиграф «Каждое слово с хрустом, с кровью. Родная речь по зубам разве что иностранцам.»

Верлибр А. Макарова

1.Доска:

А) Определение речевой ошибки как лингвистического термина.

^ Речевая ошибка – это нарушение требований правильности речи

Б) Таблица «классификация речевых ошибок и недостатков»

В) Ярко оформленные плакаты с «неправильностями» речи (выдержки из школьных сочинений);

^ 2.Выставка словарей разных типов;

3.На партах:

А) распечатанные незаполненные таблицы

Речевые ошибки

речевые недочеты

Б) дневники наблюдений

В) словарь «трудностей» (у каждого личный)

Г) распечатанные тексты

Формы деятельности:

  1. домашняя индивидуальная поисковая, исследовательская

  2. коллективная

  3. групповая

ход занятия:

  1. Объявление темы и цели урока.

  2. Вступительное слово учителя

-отступление от норм литературного языка, нарушение принципа коммуникативной целесообразности порождают в вашей речи ошибки и недочеты.

Какое лишние слово я употребила в своем вступительном предложении («в вашей речи» - в речи в целом)

-мотив формулировки учащихся

-от этого ответа, его правильности, умения объяснить, почему оно не совсем точно отражает мысль, строятся следующие действия учителя.

^ III Постановка задач, соблюдение форм деятельности (по степени сложности и значимости)

  1. Работа со словарными статьями. Учащиеся делятся на группы (5 – т.к. представлено 5 видов словарей), выбирают словарь.

  • Совершенствуют умения пользоваться словарями т.к. единственным критерием неправильности –несоответствие нормы, зафиксированной в словаре.

  • Умение пригодится в различных жизненных ситуациях.

  • Сравнение словарных статей из словарей разных типов.

Учащиеся формулируют ответ. Каждая группа представляет свой и говорит о его значимости. Группе раздаются карточки со словарными статьями, они определяют, какая из статей к какому словарю относится.

Вывод: В реальной ситуации, в жизни нам не подсказывают, где искать ответ на возникший вопрос. Привыкайте обращаться к нужному справочнику самостоятельно.

2.Работа индивидуальная. Упражнение распределенного назначения. Ученик заполняет карточку на основе предлагаемых учителем примеров

Речевые ошибки

-…он у него спросил…

Речевые недочеты

Обед был очень роскошный

Учащиеся готовятся к сообщениям по карточкам с обязательным указанием типа ошибки или неточности речи, опираясь на таблицу «Классификация ошибок…»

Умейте слышать речевую ошибку!

Закрепляется умение выделять ошибку в речи и объяснить ее.

3.Редактирование.

Предварительно учитель зачитывает яркие примеры из сочинений учащихся (обращение к плакатам). ^ Ученик видит свою ошибку, сначала смеется над ней, затем задумывается над тем, как ее классифицировать, затем редактирует предложение.

4.Работа с дневниками наблюдений.

Анализ предложенных текстов, где автор допустил речевые неточности и ошибки. Вопрос: «Зачем он это сделал?»

Предлагается текст из произведений Толстого «Война и мир», «Воскресение».

Задание: Мнимые неправильности в произведениях Толстого.

Н.Н. – намеренное изменение нормы употребления языковых единиц и грамматической категории. Оно базируется на глубоком знании языка, закономерностей его функционирования.

^ Вывод: приём м.н. дает возможность явление многопланово, многозначно играть переливами смыслов.

Тренировать учащихся в умении характеризовать авторскую речь (знания пригодятся для выполнения задания на ЕГЭ)

^ 5.Работа с дневниками наблюдениями.

Наблюдение за речью: «Говорят дети», «Речь моего друга», «Слово не воробей» в СМИ, «Слово в деловой ситуации».

Работаем со всеми рубриками. Сообщения учащихся о результатах своих наблюдений.

Учимся на чужих ошибках.

^ 6.Речевая разминка. «Прямое и косвенное цитирование». Учащимся предлагают высказывания. Например: «Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды».

Умение оформить чужую речь в собственном высказывании, избегать повторов речи.

7. «Новое в речевой лингвистике» -информация учителя о возникновении новых значений словарных норм языка.

Знакомство с прогрессом в речевой культуре.

8.^ Публичный спор как жанр публицистического стиля речи. (работа в парах, предлагаются тексты, фрагменты выступлений в парламенте)

1 уч. – достоинства текста

2 уч. – неправильности в тексте

К чему могут привести ошибки в речи парламентеров в процессе серьезной деятельности.

(речь председательствующего и речь докладчика)

Высокое назначение речи – нет образа речи.

Речевая ошибка или недочет – неправильно понята мысль выступающего

Неправильные выводы слушателей.

Вывод формулируется учащимися от названия темы; эпиграфа, видов деятельности.

Д.з – продолжаем вести дневник наблюдений.

  • Форма ответа: резюме при поступлении на работу, умение представить свои деловые качества.

  • Начинаем вести паспорт грамотности как результат ведения дневника наблюдений.

Учимся правильно говорить, значит:

  1. Не теряем время на отыскивание в словарном потоке собеседника основную мысль

  2. Не изливаем сами таких потоков вокруг своих мыслей

  3. Не оскорблять друг друга, потому что лучше понимают

  4. Меньше судятся, т.к. умеют составлять более ясные и точные контракты.

Умение говорить – это смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно – государственной машины и без которого она просто остановилась бы.

Н.М.Пешковский.

Похожие:

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013/14...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013/14...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013 2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013 – 2014 учебный год)
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Номинация конкурса: — Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Номинация конкурса: — Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Номинация конкурса: Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Номинация Конкурса: Организация праздников и мероприятий в дошкольных учебных заведениях
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Номинация конкурса: Организация учебного процесса и управление учебным заведением
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Номинация конкурса: Организация учебного процесса и управление учебным заведением
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Номинация конкурса: Организация праздников и мероприятий в дошкольных учебных заведениях
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница