Учебно-методическое пособие г. Бишкек, 2004 Фомина Т. В. Учебно-методическое пособие для учителей Предлагаемое пособие рассчитано на учителей географии, биологии, физики, химии общеобразовательной школы




НазваниеУчебно-методическое пособие г. Бишкек, 2004 Фомина Т. В. Учебно-методическое пособие для учителей Предлагаемое пособие рассчитано на учителей географии, биологии, физики, химии общеобразовательной школы
страница1/6
Дата публикации10.03.2014
Размер0.8 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
shkolnie.ru > География > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6

Т.В. Фомина


Проблема защиты озонового слоя Земли глазами учителей

(учебно-методическое пособие)

г. Бишкек, 2004


Фомина Т.В. Учебно-методическое пособие для учителей

Предлагаемое пособие рассчитано на учителей географии, биологии, физики, химии общеобразовательной школы.

Подготовка и публикация пособия осуществлена при финансовой поддержке Озонового центра при Министерстве экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики.


Введение

Степень антропогенного воздействия на окружающую человека среду в минувшем XX столетии приблизилась к пределу устойчивости биосферы, а по некоторым параметрам и превзошла его. Локальные и региональные проблемы превратились в глобальные. Объясняется это ростом численности населения, резким сокращением площади не нарушенных, естественных экосистем, уменьшением биологического разнообразия, нарушением воспроизводства возобновляемых природных ресурсов (пресной воды, почвенного гумуса, биомассы), загрязнения среды отходами, не утилизированными естественными круговоротами.

Перед человечеством в XXI веке стало главной проблемой состояние атмосферы, где современные негативные процессы создают опасность для всего живого на планете.

Серьезность обстановки подтверждает и тот факт, что экологические проблемы стали причиной озабоченности не только ученых и общественности, но и явились предметом конференций на уровне правительств большинства стран мира.

Обнадеживающим примером международного сотрудничества являются Венская конвенция об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Оба эти документа одобрены и ратифицированы Кыргызской Республикой.

Учитывая всю важность и серьезность экологической обстановки, Кыргызстан руководствуется принципами Концепции устойчивого человеческого развития, где одной из важнейших задач является непрерывность экологического образования начиная с дошкольных и кончая высшими учебными заведениями. Только экологически грамотный человек может глубоко понимать и строить разумные взаимоотношения между Обществом и Природой.

В предлагаемом Пособии автор рассматривает лишь одну из важнейших экологических проблем – «Сохранение озонового слоя Земли» и с позиций эколога рекомендует методику подхода к экологизации поурочных планов на примере некоторых учебных тем по географии, биологии, физике и химии. По мнению автора наиболее эффективной методической организацией экологического образования в современной школе является экологизация всех учебных предметов, поскольку экологические проблемы носят междисциплинарный характер.

^ Пояснительная записка к планированию
Современный человек существует в условиях нарастающей экологической опасности. Из-за неблагополучной экологической обстановки возникли про­блемы глобального характера, которые заставляют пересматривать отношение человека к окружающей среде, требуют от него знаний, умений для поддержания собственного здоровья, комфортного существования, сохранения стабильной благоприятной среды в будущем. Поэтому экологи­ческое образование приобретает сегодня в общеобразовательной системе особое значение. Кыргызстан в своем государственном становлении руководствуется принципами Концепции устойчивого человеческого развития, где экологическое образование рассматривается как системообразующий фактор всего образования и идеологическая основа школы будущего. Стратегическим направлением экологического образования в Кыргызстане, согласно Концеп­ции непрерывного экологического образования, является постановка экологических вопро­сов в центре всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и кончая высшей школой, подготовкой учителей и управленческого аппарата. Наиболее эффективной методической организацией экологического образования в современной школе специалисты считают «экологизацию» всех учебных предметов, поскольку экологические проблемы носят глобальный междисциплинарный характер.

Экологизация образования предусматривает:

  • взаимопроникновение экологических знаний в современные области естествознания, гуманитарных наук и техники;

  • дополнение разных областей знания философским, естественнонаучным, гуманитар­ным познанием.

Путями экологизации образования могут стать:

  • осмысление современной экологической ситуации и определение содержания, стерж­невых линий экологизации учебных дисциплин на основе культурно-истори­ческих особенностей региона;

  • организация учебного процесса с позиции экологической проблемы, выделение в структуре традиционных учебных дисциплин экологической темы;

  • создание национальной комплексной программы, учебников, учебно-методических ма­териалов;

  • становление и развитие экологического сознания  учитель  ученик  родитель;

Используя учебный план школы попытаемся в предлагаемом экологическом пособии для учителей на примере глобальной проблемы «Истощение озонового слоя Земли» использовать образовательные возможности школы, предложить систему уроков на разных возрастных и дисциплинарных уровнях

Несколько слов о сущности экологической проблемы, взятой нами в качестве при­мера.

До человека на Земле формирование и развитие ее экосистем нарушалось или преры­валось исключительно природными катаклизмами. Появление человека стало для экосферы испытанием из-за его воздействия, которое увеличивалось на всем пути исторического развития человеческого общества.

Негативным примером воздействия человека можно назвать массовую вырубку лесов в тропиках и умеренных поясах, которая привела к опус­тыниванию территорий. Также можно привесит другой пример: сжигая огромное количество углеродосодержащего топлива, человек способствует выделению в атмосферу диоксида углерода. Вследст­вие загрязнения нефтью больших площадей океана, уменьшается испарение воды с его поверхности. Все это нарушает круговорот веществ в биосфере и приводит к глобаль­ному ухудшению ее состояния.

Как известно, стратосферный озоновый слой защищает живую природу от жесткого ультрафиолетового и мягкого рентгеновского излучения в ультрафиолетовой части спектра. Известно так же, что озон (О3) рассеян над Землей на высоте от 8 до 50 км, а его наибольшая концентрация располагается на высоте 20-25 км. Важнейшей особенностью озона является его крайняя неустойчивость. А это требует условий, которые бы обеспечивали непрерывность его образования. Однако результаты наземных наблюдений показывают, что уровень содержания озона в атмосфере снизился почти над всей поверхностью земного шара, в результате чего наблюдается увеличение ультрафиолетовой радиации.

Ученые-химики Ш. Роуланд, М. Малина (Америка, 1974) и П. Крутцен (Германия, 1974) выдвинули научную гипотезу о том, что разрушителями озона являются синтезированные человеком химические вещества, получившие название хлорфторуглероды (фреоны) и бромфторуглероды (галоны). Эти вещества широко применяются в аэрозольных баллончиках различного назначения и в холодильных установках.

У поверхности Земли фреоны инертны, но в верхних слоях атмосферы под воздейст­вием ультрафиолетового излучения связи в молекулах хлорфторуглеродов нарушаются. В результате выделяется хлор, который при столкновении с молекулой озона выбивает из нее один атом. Озон превращается в обычный кислород. Хлор или бром, соединившись временно с ки­слородом, вскоре опять оказывается свободным и «пускается в погоню» за следующей «жертвой». Активности одной молекулы хлора хватает, чтобы разрушить десятки тысяч молекул озона. Сегодня во всем мире идет поиск заменителей этих опасных веществ. Пока же озоновый слой Земли подвергается разрушению.

Известно, что проблема – это нерешенная задача. В нашем конкретном примере ее необходимо рассматривать как проявление природно-антропогенных воздействий. Без знания причин их возникновения, невозможен поиск путей решения. Как впрочем это необходимо и в других случаях. Экологическая проблема разрушения озонового слоя может быть рассмотрена на таких уроках как:

  • география – при оценке экологической ситуации на глобальном, ре­гиональном и локальном уровнях; при определении степени опасности (рискованная, кризисная, бедственная);

  • химия – при рассмотрении химического состояния окружающей среды, взаимо­влияния на живые организмы и необходимости сбережения устойчивого равновесия;

  • физика – при рассмотрении физических явлений природы и интеграции знаний в различных областях естествознания и охраны природы;

  • биология – особенно при определении мер сохранения биоразнообразия на генетиче­ском, видовом, экосистемном уровнях.

Таким образом, изучая проблему, учебные дисциплины создадут возможность после­довательно и поэтапно рассмотреть через осознание и понимание существующий экологиче­ский риск, дать оценку масштабу воздействия человеческой деятельности на природу и оп­ределить меры по уменьшению его влияния на окружающую среду.

Итак, один из вариантов планирования изучения, любой экологи­ческой проблемы можно представить следующим образом (табл. 1)

^
Планирование изучения экологических проблем


Общеобразовательные программы по предметам

Планирование по проблеме

№/№

Предмет

Класс

Раздел

Тема

Название темы урока

1

2

3

4

5

6

1

География

10

Общая эконо­мико-географи­ческая характе­ристика мира

География миро­вых природных ресурсов

Глобальная экологическая проблема современности – истощение озонового слоя Земли (значение, угрозы, следст­вия, необходимость сохранения)
Таблица 1


1

2

3

4

5

6

2

География

6

Оболочки Земли

Атмосфера и ее строение

Состав, строение, свойства атмосферы, ее озоновый щит.

3

География

7

Главные особенности природы Земли

Атмосфера и климаты Земли.

Влияние озонового слоя Земли на формирование климата, возможные климатические последствия изменений, происходящих в озоносфере

4

Физика

11

Колебания и волны

Электромагнитные волны, свойства ультрафиолетового излучения

Спектр электромагнитного излучения (свойства, значение, воздействие на живые организмы)

5

Химия

9

Неорганические вещества

Кислород, его физические и химические свойства. Аллотропия кислорода

Кислород, его физические и химические свойства. Аллотропия кислорода.

6

Химия

11

Насыщенные предельные углеводороды

Применение предельных углеводородов и их галогенпроизводных

Галогенпроизводные углеводородов: основные характеристики хлорфторуглеродов; их воздействие и последствия воздействия на озон атмосферы.

7

География

7

Материки и океаны

Природа Антарктиды и ее климатические особенности

Аномальные явления в атмосфере над Антарктидой – «озоновые дыры», возникновение и возможные последствия

8

География

8

Общая характеристика природы Кыргызстана

Климатические факторы, определяющие особенности природы Кыргызстана. Влияние климата на земледелие, транспорт, здоровье человека

Климат Кыргызстана и его некоторые особенности

9

Биология

9

Обмен веществ и энергия.

Витамины, их роль в обмене веществ

Витамин D (образование, значение для здоровья человека)

10

Биология

9

Кожа

Роль кожи в терморегуляции, закаливании организма, гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви

Воздействие ультрафиолетового излучения на кожу, ее реакция, гигиенические требования к одежде




1

2

3

4

5

6

11

Биология

9

Органы чувств и восприятия

Зрительное восприятие. Гигиена зрения

Строение глаза, воздействие ультрафиолета на зрение, гигиена зрения

12

География

10

Общая эконо­мико-географи­ческая характе­ристика мира

Охрана окру­жающей среды

Международное сотрудни­чество в области изучения и охраны озоносферы



В целях формирования понятий о природных процессах на основе межпредметных связей, можно исключить дублирование, что немаловажно в системе рационального использования учебного времени.

В процессе предметного изучения проблемы учащиеся смогут приобрести умение комплексного применения знаний физики, химии, географии, биологии для практического решения задач избранной проблемы. А это в целом отразится на функциональном качестве обучения, а именно:

  • методическом, выражающемся в формировании современных представлений о целостности, системности развития природы. Для человечества в XXI веке не существует более объемлющей проблемы, чем состояние атмосферы, где современные негативные процессы создают опасность для всего живого на планете;

  • образовательном, состоящем в последовательности, непрерывности, комплексности знаний о природе. Только хорошо продуманная система экологического образования позволит обеспечить знания о причинах возникновения проблемы, самой проблеме и путях ее решения;

  • развивающем, отражающим роль межпредметных связей в развитии системного, творческого мышления. Для сохранения озонового слоя Земли нужны новые современные методы, основанные на знании сложных физико-химических процессов, способствующие либо уменьшению скорости разрушения озона в стратосфере, либо его образованию;

  • воспитывающем, выражающимся в необходимости установления межпредметных связей, в том числе экологических – влияние истощения озонового слоя на живые организмы; гигиенических – влияние ультрафиолетового излучения на состояние здоровья; нравственных – осознание роли человека в воздействии на окружающую среду и установлении норм и правил, направленных на ее сохранение и улучшение;

  • конструктивном, состоящим в совершенствовании организации учебно-воспитательного процесса с учетом межпредметных связей, сотрудничестве учителей различных предметов, в том числе путем изучения учебных программ и учебников смежных предметов, взаимопосещения уроков.

Разумеется, такое изучение проблемы нуждается в экологической квалификации педагогов, позволяющей использовать знания экологии в предметной системе обучения и мы надеемся, что предлагаемое учебно-методическое пособие будет полезным в решении этой задачи.

В качестве практических рекомендаций в поурочном планировании рассматриваемой экологической проблемы на разных возрастных и дисциплинарных уровнях приведены 12 поурочных планов для биологов 9 и 11 классов, географов 6,7,8 и 10 классов, физиков 11 класса, химиков 9 и 11 классов.

Дополнительными источниками в подготовке поурочных планов рекомендуется использовать плакаты «Озоновый слой и его защитная роль» и «Ультрафиолетовая радиация и ее влияние на живые организмы», являющиеся частью разработанного нами пособия.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебно-методическое пособие г. Бишкек, 2004 Фомина Т. В. Учебно-методическое пособие для учителей Предлагаемое пособие рассчитано на учителей географии, биологии, физики, химии общеобразовательной школы iconУчебно-методическое пособие для абитуриентов, выпускников, учителей...
В 75 Воробьёва М. С. Н. В. Гоголь. «Шинель», «Ревизор», «Мёртвые души». Учебно-методическое пособие для абитуриентов, выпускников,...
Учебно-методическое пособие г. Бишкек, 2004 Фомина Т. В. Учебно-методическое пособие для учителей Предлагаемое пособие рассчитано на учителей географии, биологии, физики, химии общеобразовательной школы iconУчебно-методическое пособие
...
Учебно-методическое пособие г. Бишкек, 2004 Фомина Т. В. Учебно-методическое пособие для учителей Предлагаемое пособие рассчитано на учителей географии, биологии, физики, химии общеобразовательной школы iconУчебно-методическое пособие Уфа 2010 Учебно-методическое пособие...
Учебно-методическое пособие предназначено для выполнения лабораторных работ по курсу органической химии, дисциплины «Органическая...
Учебно-методическое пособие г. Бишкек, 2004 Фомина Т. В. Учебно-методическое пособие для учителей Предлагаемое пособие рассчитано на учителей географии, биологии, физики, химии общеобразовательной школы iconУчебно-методическое пособие Мероприятие 2
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ннгу, обучающихся по направлению подготовки 020400. 62 «Биология», изучающих...
Учебно-методическое пособие г. Бишкек, 2004 Фомина Т. В. Учебно-методическое пособие для учителей Предлагаемое пособие рассчитано на учителей географии, биологии, физики, химии общеобразовательной школы iconУчебно-методическое пособие Москва 2004 Подготовка и защита выпускной...
Подготовка и защита выпускной квалификационной работы: Учебно-методическое пособие. М.: Мосу, 2004. 49с
Учебно-методическое пособие г. Бишкек, 2004 Фомина Т. В. Учебно-методическое пособие для учителей Предлагаемое пособие рассчитано на учителей географии, биологии, физики, химии общеобразовательной школы iconУчебно-методическое пособие дает общие теоретические знания об исторических...
Источниковедение отечественной истории: учебно-методическое пособие. Часть 1: Х–xvii вв. Часть 2: xviii–xx вв
Учебно-методическое пособие г. Бишкек, 2004 Фомина Т. В. Учебно-методическое пособие для учителей Предлагаемое пособие рассчитано на учителей географии, биологии, физики, химии общеобразовательной школы iconУчебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социальных...
Специализированное учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов при подготовке к
Учебно-методическое пособие г. Бишкек, 2004 Фомина Т. В. Учебно-методическое пособие для учителей Предлагаемое пособие рассчитано на учителей географии, биологии, физики, химии общеобразовательной школы iconУчебно-методическое пособие для поступающих в Томский Государственный университет
Учебно-методическое пособие включает развернутую программу по обществознанию, методические рекомендации по написанию егэ и экзамена...
Учебно-методическое пособие г. Бишкек, 2004 Фомина Т. В. Учебно-методическое пособие для учителей Предлагаемое пособие рассчитано на учителей географии, биологии, физики, химии общеобразовательной школы iconМетодическое пособие составитель
Методическое пособие «Веселые нити» предназначено для педагогов дополнительного образования, учителей технологии общеобразовательных...
Учебно-методическое пособие г. Бишкек, 2004 Фомина Т. В. Учебно-методическое пособие для учителей Предлагаемое пособие рассчитано на учителей географии, биологии, физики, химии общеобразовательной школы iconУчебно-методическое пособие разработано на основе «Положения об итоговой...
Методическое пособие для студентов тгпи им. Д. И. Менделеева по специальности 050202. 65 "Информатика "
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница