Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…»




Скачать 64.36 Kb.
НазваниеУрок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…»
Дата публикации29.01.2014
Размер64.36 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Философия > Урок
Тема: Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…»

Цель: продолжить работу над формированием умений и навыков в написании слов; продолжить работу над выработкой лексических умений в нахождении изобразительных средств языка; способствовать развитию навыков восприятия текста; обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию умений высказывать свои мысли в соответствии с нормами орфоэпического режима; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: учебники, компьютер, проектор, раздаточный материал

Тип урока:

^ ХОД УРОКА

Родина - это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль,

осенившая голову, это запах воздуха деревьев, цветов и полей,

первые игры, песни и танцы…

(А.И. Куприн)

  1. Организационный момент

  2. Объявление темы. Мотивация учебной деятельности. Запись даты и темы урока в рабочие тетради

  1. Работа с эпиграфом

- О теме сегодняшнего урока вы узнаете, прочитав эпиграф.

- Прочитайте эпиграф.

- Как вы понимаете слова Александра Куприна?

- Действительно, тема нашего урока «С чего начинается Родина…». Мы попытаемся найти ответ на этот вопрос и узнаем, что об этом думают знаменитые люди. Откройте ваши тетради, запишите дату и тему урока.

  1. Восприятие учебного материала

  1. Работа с текстом

- Давайте прослушаем текст и определим его главную мысль.

- Прослушайте текст, следите за текстом на экране или в учебнике ст. 172

^ По родной земле

«С чего начинается Родина?» - задумчиво спрашивает песня. «С картинке в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе. А может она начинается с весенней запевки скворца и с этой дороги просёлочной, которой не видно конца».

С чего начинается Родина? Не сразу ответит на это человек. Для каждого из нас – с чего-то своего, личного. Один, наверное, представит безмятежное небо юга, изящные кипарисы, благородные пальмы. Другой, вероятно, вспомнит бескрайнюю степь. Третий назовет Архангельский край, откуда пешком в столицу ушёл Михайло Ломоносов, чтобы прославить потом Россию… Для Тургенева родина начиналась с парка в Спасском-Лутовине. Для Льва Толстого – с Ясной Поляны, без которой он не мог представить себе Россию.

На всегда, на всю жизнь нам дорого место, где мы провели детство, У истока детства рождается чувство родины. Любовь к родине можно привить, воспитать, а чувство родины передается с молоком матери.

(^ По М. Ростовцеву)

  1. Беседа на выявление восприятия текста

- Определите главную мысль текста.

- О чём идёт речь в песне, упомянутой в тексте?

- По мнению автора текста, любовь к родине и чувство родины – это одно и тоже, или нет?

  1. - Словарная работа

- Встречались ли в тексте слова, лексическое значение которых вам не известно?

- А давайте вспомним, какой раздел науки о языке изучает лексическое значение слов.

- Где мы можем узнать лексическое значение слова?

- Молодцы, ребята! На экране указано лексическое значение неизвестных вам слов. Прочитайте и запишите себе в тетради

^ Просёлочная дорога – грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.

Скворцы – род певчих птиц.

Кипарис - род вечнозелёных деревьев и кустарников с пирамидальной или раскидистой кроной.

  1. Литературная минутка

- Имена каких известных людей встретились вам в тексте?

- На сегодняшний урок некоторые ученики готовили небольшие презентации об этих людях. Эти презентации были заранее добавлены в презентацию нашего урока и вы сможете наблюдать их на экране. Давайте предоставим слово авторам презентаций.

Презентации учеников

  1. Групповая работа

- Сейчас группа детей будет выполнять задание на карточке, а мы с остальными учениками продолжим работать с текстом.

Группа детей работает с заданием: вставьте уместные по смыслу слова; определите общую морфему в подчёркнутых словах.

Родник родит …, а река льётся-течёт через всю нашу матушку землю, через всю …, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, … . И все эти слова как бы родня между собой. Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.

Для справок: река, родина, народ.

Вывод: слово «родина» походит от слова «родить», значит «родина» - то место, где мы родились.

  1. Орфоэпическое упражнение

Прочитайте вслед опорные слова и выражения (на экране), обращайте внимание на правильное произношение гласных, слов с непроизносимыми согласными, а также буквосочетаний тст, чт, тся.

Место, где провели детство; что-то своё, личное; привить любовь к родине; воспитывать любовь к родине; передается чувство родины с молоком матеры; навсегда, на всю жизнь дорого место; у истока детства; рождается чувство родины.

  1. Физкульт минутка

  2. Проверка групповой работы

- Давайте проверим, как наша группа справилась с заданием (задание на экране).

  1. Работа в парах (одна пара): используя данные слова и словосочетания, составьте диалог на тему «С чего начинается родина для тебя»

У нас есть еще одно задание для пары учеников. Оны приступают к его выполнению, а мы продолжим.

Родная земля, родной край, любовь к родным местам, лес, роща, река, горы, город, село, родной двор, качели во дворе, родная природа, родные просторы, чувство родины, улицы, дом, деревня.

  1. Игра «Воздушные шарики»

- Ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорим? О родине.

- Вам хорошо известно значение этого слова, с ним мы сейчас и поиграем.

(Слово «родина» написано или прикреплено магнитами к доске)

- Игра наша называется «Воздушные шарики» и вот они у нас есть. Яркие, разноцветные шарики прячут в себе разные слова. Эти слова являются либо синонимами, либо антонимами к слову «родина».

- Вспомните, что называется синонимами? Что называется антонимами?

(Слова «Антонимы» и «Синонимы» прикреплены по разные стороны от слова «Родина»)

- Ваша задача: выбрать шарик, лопнуть его, найти в нём слово, определить синоним или антоним к слову «родина» и соответственно прикрепить на доске при помощи магнита.

СЛОВА: отечество, отчизна, родная сторона, родной край, чужбина, зарубежье, чужие края.

Синонимы

Родина

Антонимы

отечество

чужбина

отчизна

зарубежье

родная сторона

далёкие страны

родной край

чужие края



  1. Выборочный зрительно-слуховой диктант (коллективно у доски, объясняя изученные орфограммы)

- К вашему вниманию предлагаю ознакомиться с ещё одним текстом, который дополнит тему нашего урока. Ребята, давайте прочитаем текст.

Мама

Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже если станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

Мама всегда была рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы.

С чего начинается родина?

Я задаю себе этот вопрос и сам отвечаю на него: родина начинается с мамы.

(По Ю.Яковлеву)

- Как вы думаете, почему ведя разговор о Родине, мы говорим о маме?

- Прочитайте текст еще раз про себя, обращая внимание на знаки препинания и орфограммы.

- Запишите у себя в тетрадях слово «Диктант». И приготовились внимательно слушать и записывать предложения, не забывайте о знаках препинания и орфограммах.

  1. Озвучивание диалога

  2. Итоговая беседа

- Какую тему мы сегодня обсуждали?

- Имена, каких известных людей мы сегодня называли?

- Какими новыми словами сегодня пополнился ваш словарный запас?

- Как вы считаете, родина для всех начинается одинаково?

-Так с чего начинается Родина для каждого из вас лично? Поделитесь с нами

  1. Подведение итогов урока

  1. Оценивание учеников. Мотивация оценок.

  2. Инструктаж к выполнению домашнего задания:

  • научится выразительно читать текст «С чего начинается родина…» ст. 172;

  • выполнить упражнение 385 часть А (вместо пропусков вставьте уместные по смыслу слова, используя слова со справок)


Источник: Баландина Н.Ф., Дегтярёва К.В., Лебеденко С.А. Русский язык: 5 класс: Учебник для общеобразователных учебных заведений с укр. яз. обучения / Под редакцией Н.Ф.Баландиной. – К.: Мастер-класс, 2007. – 304 с.

Похожие:

Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…» iconУрок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…»
Объявление темы. Мотивация учебной деятельности. Запись даты и темы урока в рабочие тетради
Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…» iconГлавная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи...
Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании связной описательной речи старших дошкольников с общим недоразвитием...
Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…» icon«Обследование состояния связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Выявление состояния связной речи является важнейшей составной частью обследования речевой деятельности детей с общим недоразвитием...
Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…» iconУрок развития речи. Русский язык 8-9 класс. Тема: Урок развития речи,...
Цель: развитие устной и письменной речи учащихся, ассоциативно образного мышления
Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…» iconСамоанализ нод по формированию лексико-грамматических средств языка...
Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи по лексической теме «Лето. Цветы»
Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…» iconЛитература
Сущность процессов формирования связной речи Возможности диалога в формировании связной речи
Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…» iconУ старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Теоретические основы развития связной речи детей с общим недоразвитием речи средствами театрализованной игры
Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…» iconРазвитие связной речи в процессе обучения дошкольников рассказыванию
Разработку своего творческого плана по развитию связной речи я начала со средней группы
Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…» iconПрезентация к групповым родительским собраниям Воспитатели групп...
Задача № Довести к концу 2012г у 20% детей развитие связной речи в соответствии с возрастными возможностями по высокому уровню
Урок развития связной речи. Культура речи. «С чего начинается Родина…» iconКонспект лекций Раздел Культура речи: аспекты и критерии Тема 1
Основные понятия: культура речи, коммуникативные качества хорошей речи, коммуникативная компетенция, речевая коммуникация, коммуникативный...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница