Урок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»




НазваниеУрок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Дата публикации22.02.2013
Размер49.7 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Философия > Урок
Урок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

( В основе урока проектные работы учащихся)

Цели урока: - обобщение изученного материала;

- воспитание у школьников понимания ценности семьи, уважение к женщине, ее высоким обязанностям матери.

- показать идеал семейной жизни, основанный на здоровых нравственных началах в изображении Л.Н.Толстого.

- развивать умение мыслить над проблемами произведения, самостоятельно находить ответы на вопросы в процессе анализа текста художественного произведения.

Оформление урока:

На доске записаны тема урока и эпиграф ,компьютер, проектор.

Эпиграф:

«…Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная…это быль, и быль семейная»

Н Страхов:

1.Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте. Сегодня мы обратимся к одной из самых важных тем не только романа Толстого, но и нашей жизни. Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Главной мыслью в романе наряду с «мыслью народной» является «мысль семейная». Толстой считал, что семья - основа общества, так как именно в семье воспитывается человек, обретая нравственные качества. Будущее страны закладывается в семье. В своем дневнике автор пишет: «Ежели врожденных наклонностей человек не имеет, то ясно, что добро и зло зависят от воспитания, то ясно, что наука вообще и философия в особенности, на которую так надеется Руссо, не только не бесполезны, но даже необходимы, и не для одних Сократов, а для всех».

Жизнь каких семей легла в основу романа?

Болконские, Ростовы, Курагины.

Основная задача нашего урока – понять, почему одни семьи счастливы, а другие нет. Каков идеал семьи в понимании Толстого?

^ 2. Защита проектов.

Предварительно учащиеся разделены на 3 группы. Каждая группа готовит мини-проект: 1 группа- «Семья Ростовых»; 2- «Семья Болконских»; 3- «Семья Курагиных» (презентации прилагаются).

Проекты должны отразить следующие вопросы:

атмосфера в семье (взаимоотношения детей и родителей, уклад семьи)

жизненные принципы, основа воспитания

отражение исторических событий в жизни семьи

основные принципы изображения героев

судьбы героев.

3.Рефлексия.

Каковы основные черты характеров наших героев?( учащиеся во время прослушивания проектов заполняют карточки, отвечая на этот вопрос )

Ростовы старшие

Николай Андреевич Болконский

Князь Василий

^ Гостеприимы, хлебосольны, радушны, в доме атмосфера любви и взаимопонимания, в доме царит «ум сердца»

Сдержан, благороден, трудолюбив, заботится о детях, воспитывает их в духе патриотизма и гражданственности, в доме царит «ум ума»

^ Эгоистичен, ведет праздный образ жизни, корыстолюбив, безнравственен, старается пристроить своих детей повыгоднее



Наташа Ростова

кн.Марья

Элен Курагина

^ Чувственна, романтична, открыта, жаждет любви, готова пожертвовать собой ради неё, находит счастье в семье, как и мать , становится хранительницей семейного очага.

Скромна, умна, сдержанна, религиозна, живет в постоянном ожидании любви, нравственно чиста, стремится к созданию семьи.

^ Красива, но пуста, холодна, эгоистична, безнравственна, стремится только к богатству, лицемерна, расчетлива.



Николай Ростов

кн.Андрей

Анатоль Курагин

^ Искренен, благороден, прям, простодушен, честен, верен как служению Отечеству, так и жене

Богато одарённая натура. незаурядный ум, отличающийся склонностью к серьёзной, глубокой работе мысли и самоанализу; при этом он вовсе чужд мечтательности и связанного с нею «туманного философствования». богатая душевная жизнь, глубокие чувства, сильная воля, активная, творческая натура, стремление к широкой общественной и государственной деятельности, честен, и стремление к славе сочетается у него с жаждой бескорыстного подвига


^ Щеголеват, нагл, груб, не красноречив, не находчив, но самоуверен, безнравственен, для него женщина- это игрушка, круг интересов узок, эгоистичен.

4.Обобщение:

Что объединяет семьи Ростовых и Болконских?

Взаимоотношения в этих семьях построены на взаимопонимании, любви, заботе друг о друге.

Что отличает эти семьи от семейства Курагиных?

Семьи Ростовых и Болконских живут в единении с народом и окружающим миром, они открыты и высоко нравственны, а семья Курагиных далека от жизни страны, людей. Им не дано мирное семейное счастье, потому что в их доме царит атмосфера бездуховности, лицемерия, лжи, каждый из них живет обособленно, их семейные узы слабы.

Почему в семье Курагиных в отличие от Болконских и Ростовых нет продолжения рода?

По мнению Толстого, представители семьи Курагиных (Элен, Анатоль, Ипполит) не стремятся к созданию семьи. Они не способны жить жизнью другого человека, заботиться о ком-то, кроме себя. Трудно представить себе Элен в роли хранительницы семейного очага, в роли матери, потому что дети для неё лишняя обуза. По словам Острогорского, дети вызывают необходимость строже относиться к самим себе, к взаимным отношениям, к своих отношениям к детям, к родным, к друзьям… Воспитывая других, мы воспитываем прежде всего и самих себя, ибо присутствие детей часто служит уздой против распущенности, несдержанности, требует обдуманности и труда, чтобы придать жизни больше порядка, удовлетворить разнообразным запросам и потребностям, материальным и духовным. «Безжалостная волчья натура» берет верх над человечностью. Элен не способна, как Наташа, раствориться в детях, не способна, как кн. Марья, взять на себя ответственность за судьбу не только детей, но и мужа. В ней нет материнской любви, да и само слово «материнство» не знакомо ей.

Что же тогда , по мнению Толстого, является истинной, настоящей семьей?

Толстой считает, что нет семейного счастья там, где «нет простоты, добра и правды», где нет взаимопонимания, традиций, единения . Болконские и Ростовы - это больше, чем семьи, это целые жизненные уклады. На примере этих семей Толстой доказывает свою мысль о том, что только семья развивает в человеке лучшие чувства- любовь, милосердие, самоотдачу.

5.Заключение.

Итак, мы сегодня говорили о семье. Какой же, по вашему мнению, должна быть настоящая семья?

Семья –это не только совместное проживание двух людей. Это мир, в котором царят любовь, взаимопонимание. Это дети. Это дом, в котором тепло и уютно, в котором нет понятия «я», а есть»мы». Л.Н.Толстой всегда придерживался народной точки зрения на семью с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать, с взаимоотношениями, построенными на доброте и правде. Он говорил «Нет красоты там, где нет правды, добра и справедливости»

Спасибо за внимание.

Похожие:

Урок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» icon Главной мыслью в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”, наряду с мыслью...
Главной мыслью в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”, наряду с мыслью народной”, является “мысль семейная”. Писатель считал, что...
Урок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» iconЛитература Тема:  «Мысль историческая» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Урок решения деятельностно-ценностной задачи «Задача о Наполеоне» на литературе в 10 классе (в рамках освоения технологии тогис)
Урок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» iconОбраз Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Одним из самых ярких образов в романе «Война и мир» образ является Наташи Ростовой, которую в начале мы видим тринадцатилетней беззаботной...
Урок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» icon«Истинная красота человека» (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Цель. Познакомить с романом Л. Н. Толстого «Война и мир», развивать интерес к творчеству Л. Н. Толстого; воспитывать стремление ставить...
Урок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» iconПлан Введение Детство. Отрочество. Юность Кавказ. Севастополь Яснополянская...
Тема: Духовные искания, движение к истине Льва Николаевича Толстого (жизненный и творческий путь)
Урок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» iconУрок по сквозной теме курса литературы: "Тема пути в русской литературе....
Тема пути в русской литературе. (На примере романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и мир" и романа-эпопеи М. А. Шолохова "Тихий Дон".)"....
Урок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» iconИспользование приема антитезы у л. Н. Толстого («война и мир») и...

Урок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» iconУрок истории и литературы на тему: «бородинское сражение»
Оборудование: карты, схемы, таблицы, показывающие ход сражения; роман Л. Н. Толстого «Война и мир» (3-й том), иллюстрации к роману;...
Урок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» iconПлан урока: Слово учителя (с показом слайдов) 5 мин
Историческое видение Кутузова и Наполеона, художественное воплощение Л. Н. Толстым этих личностей в романе-эпопее «Война и мир»
Урок-зачет в 10 классе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» iconУрок в 10 классе по теме: «Утверждение христианских ценностей в романе...
Итоговый урок в 10 классе по теме: «Утверждение христианских ценностей в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Специфика...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница