Как появился клуб?




Скачать 101.57 Kb.
НазваниеКак появился клуб?
Дата публикации22.02.2013
Размер101.57 Kb.
ТипВопрос
shkolnie.ru > Философия > Вопрос
ИНТЕРВЬЮ

Бродского М.А. в газету "Первое сентября" от 6 июля 1999 (№ 47)

(Приложение для школьных библиотекарей)

  1. Как появился клуб?

  2. Так что же все-таки побудило Вас создать свой клуб? Желание поговорить о Священном Писании?

  3. Кто в основном ходит к Вам в клуб?

  4. Как бы Вы сформулировали основную задачу клуба?

  5. Какова тематика Ваших занятий?

  6. Не хотите ли Вы этим сказать, что все Ваши ребята чита­ют, скажем, "Домострой" или Умберто Эко? Или Вы даете им домашние задания?

  7. Насколько тематика Вашего клуба соответствует школьной прог­рамме, в частности по литературе?

  8. В чем Вы видите особенность клуба как формы работы с под­ростками?

  9. Имеет ли деятельность клуба методическую ценность, если каждый клуб по-своему уникален?

  10. Можно личный вопрос: как Вы, философ по образованию, попали в детскую библиотеку?


^ Вернуться к началу

Как появился клуб? Если быть точным, из огромного желания рассказать ребятам о великой книге книг - Библии. На дворе стоял 1990-й год, когда такая тема разговора даже для Москвы была, если не уникальной, то уж во всяком случае крайне редкой. И вот мы, я и мой друг по философскому ф-ту МГУ, тогда еще не кандидат наук, С.М. Найденкин повесили не где-то, а в Российской государственной детской библиотеке объявление, что будем читать и обсуждать сюже­ты Ветхого и Нового Завета. Ну а интерес к теме был настолько ве­лик, что сформировать начальное ядро клуба не составило большого труда. Кстати, опыт проведения наших занятий очень помог и мне и Сереже. Мне - при создании авторской учебной программы для стар­шеклассников, с которой я начинал свою преподавательскую деятель­ность, Сереже - в его лекционной работе и, особенно, в подготовке на "Радио-1" цикла популярных философских передач "Сова Минервы".

Мы всегда считали и считаем: главное - не что обсуждать, а как. Наш же подход к Библии всегда был, во-первых, культурологи­ческий, во-вторых, гуманистический. То есть мы исходили из того, что, во-первых, и Ветхий и Новый Завет должны знать все, в том числе и христиане, и, во-вторых, вера должна не разъединять людей, а делать их отзывчивей, терпимей, добрее к людям. Я убежден, что Библия, особенно Евангелие, - прекрасное средство против ксенофобии, опаснейшей болезни нашего времени. Для нас всегда было глубоко символично, что первое занятие клуба (так уж получилось) состоялось буквально через несколько дней после гибели о. Александра Меня.

^ Вернуться к началу

Так что же все-таки побудило Вас создать свой клуб? Желание поговорить о Священном Писании? Да, конечно. Но было важно и дру­гое. Сам факт обсуждения полузапретной книги создавал совершенно особую атмосферу общения, когда сталкивались мнения, аргументы, оценки. Это и было, как я сейчас понимаю, главным.

^ Вернуться к началу

Кто в основном ходит к Вам в клуб? Как правило, думающие ре­бята, которые по разным причинам испытывают потребность "загру­зить мозги", проверить себя, задать вопрос, который порой и за­дать-то больше негде и некому, просто выговориться без стеснения и оглядки на одноклассников или старших. Такие ребята есть почти в каждом классе любой школы. Их немного, может один-два, но они есть, они ищут себе подобных и находят их в нашем клубе. Поэтому возраст здесь не является главным. В наш клуб, например, наравне с ребятами ходят и активно участвуют в дискуссиях их повзрослев­шие, уже ставшие студентами "коллеги", их мамы и папы, дедушки и бабушки. Естественно, что тематику занятий мы определяем совместно, причем, нередко в качестве выступающих ребята предлагают себя.

^ Вернуться к началу

Как бы Вы сформулировали основную задачу клуба? Если честно, не знаю. Какая сверхзадача была у наших посиделок на "кухне-ку­рилке"? И мы такие же. Мы тоже "всего лишь" получаем удовольствие от общения, возможности высказаться, услышать что-то интересное, вдруг наткнуться на проблему и попробовать ее разрешить. А потом оказывается, что все это было совсем небесполезно: и знаний у нас прибавилось, и способность выстраивать аргументацию, вести дис­куссию появилась и многое другое не менее нужное для человека умственного труда. Может быть, поэтому многие из наших ребят ста­ли студентами, кто бауманского, кто юридического, кто МГУ, а На­таша Баулина в Университете им.Дж. Вашингтона учится и, насколько я знаю, неплохо. Да и, потом, нужна ли какая-то особая сверхзада­ча в подростковом клубе, тем более при детской библиотеке?

^ Вернуться к началу

Какова тематика Ваших занятий? Самая разная. Во-первых, это литература, достойная обсуждения: Библия, книги на библейские сю­жеты или, говоря словами С.С. Аверинцева, "использующие" Библию. Например, мы взяли стихотворение А.С. Пушкина "Пророк", одноимен­ное стихотворение М.Ю. Лермонтова и сравнили их с первоисточниками (Ис.6;Иер.20,8), разобрали телеспектакль по притче Ф.М. Достоевс­кого "Великий инквизитор", обсудили варианты толкования концовки поэмы А. Блока "Двенадцать" и т.п.

Несколько занятий нам понадобилось, чтобы проанализировать трудные места в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" (напри­мер, почему Мастер "не заслужил света", хотя Левий Матвей как будто уже там? почему Воланд-Сатана вызывает у нас симпатию, тогда как Иешуа Га-Ноцри скорее жалость, нежели поклонение? как во­обще в романе соотносятся добро и зло, свет и тьма? и многие дру­гие). Кстати, значительно позднее и почти случайно (обсуждая ра­диопередачу С.М. Найденкина об Иммануиле Канте) мы нашли свой вариант ответа еще на один вопрос, связанный с романом М.А.Булгакова: за что Канта следовало "года на три отправить на Соловки"? А его действительно следовало отправить кой-куда. Мало того, что логические "доказа­тельства бытия божия, коих, как известно, существует ровно пять", ничего, по Канту, не доказывают, есть, оказывается, еще и "кате­горический императив", нравственное повеление человеку свыше (то самое шестое доказательство!) относиться к себе и окружающим как к цели, а не средству осуществления даже самых благородных обще­человеческих идей. Самоценна, утверждал Кант, не идея, а лич­ность... Это в тридцатые-то годы! Как говорится, пора присоеди­няться к коллегам.

Сейчас круг обсуждаемой на занятиях литературы практически не ограничен. Это может быть "Домострой" и Ф.Рабле, "Чудотворная" В.Ф,Тендрякова и роман У.Эко "Имя розы", творчество Д.Р.Толкина и И.Ефремова. В ближайших планах клуба анализ образа Иуды в мировой литературе (Х.Л.Борхес, Н.Казандзакис, Л.Н.Андреев, Ю.Нагибин и др.), занятия, посвященные писателям-юбилярам 1999 года и т.п. Все эти очень разные по содержанию темы соответствуют, однако, одному общему критерию: они интересны и несомненно дискуссионны.

^ Вернуться к началу

Не хотите ли Вы этим сказать, что все Ваши ребята чита­ют, скажем, "Домострой" или Умберто Эко? Или Вы даете им домашние задания? Нет, конечно. Мы клуб библиотечный и потому домашних за­даний не даем принципиально, хотя, естественно, знание предмета обсуждения не возбраняется. Обычно мы знакомим ребят с отрывком или небольшим по объему произведением автора на самом занятии (так, например, у нас проходило обсуждение "Домостроя", библейс­ких сюжетов, так же, надеюсь, пройдут юбилейные занятия по твор­честву А.С.Пушкина, А.П.Платонова, Х.Л.Борхеса и др.). Но чаще всего мы используем видеоматериалы. Например, фильм "Имя розы" хоть и значительно проще романа, но вполне приемлем для начала разговора о его проблематике: надо ли запрещать знания и кто пра­вомочен это делать? в чем разрушительная сила смеха? и т.п. Ана­лиз романа "Гаргантюа и Пантагрюэль", где мы продолжили разговор о разрушительной силе смеха, тоже начался с просмотра телеспектакля, составленного из отрывков романа (в исполнении А.Каляги­на). А потом мы поговорили и о панурговом стаде (гениальной прит­че на все времена), и о телемском аббатстве (еще одной утопии то­го времени), и даже о глубокомысленных рассуждениях Гаргантюа об идеальной подтирке - живом утенке (между прочим, неплохая реко­мендация для подростка взять в руки непростую книгу).

Примерно так же проходили обсуждения и других экранизаций. А, скажем, такие выдающиеся фильмы, как "Иисус из Назарета" Ф.Дзеффирелли, "Последнее искушение Христа" М.Скорсезе, мы смот­рели кусками, сравнивая с первоисточником - Библией, и таким об­разом решали две задачи: уточняли содержание Священного Писания и лучше понимали авторский замысел (впрочем, это тема отдельного разговора). А, например, с фильмом "Чудотворная" получилось так. Наших ребят пригласили его обсудить на Ren TV, и хотя выглядели они там весьма достойно, но само обсуждение получилось, на наш взгляд, неполным: ведущие даже не упомянули о повести, по которой сделан фильм. Мы восполнили этот пробел: поговорили о В.Ф.Тендряко­ве, прекрасном, заметим, писателе и чистейшем человеке, а потом взяли и сравнили концовки фильма и повести и увидели, что если в первом случае перед нами одномерная агитка, то во втором - честно и глубоко поставленная проблема насилия над личностью пусть ма­ленького, но человека, причем, с двух сторон.

^ Вернуться к началу

Насколько тематика Вашего клуба соответствует школьной прог­рамме, в частности по литературе? Уточню: наш клуб - библиотечный, то есть не обучающий, но развивающий, просвещающий. И наличие в его тематике произведений школьной программы не столько закономерно, сколько случайно. Более того, по нашим наблюдениям обсуждение именно этих произведений вызывало у ребят скорее настороженность, нежели вполне понятный прагматический интерес. Возможно, они тем самым демонстрировали желание сохранить свои особые "бескорыст­ные" правила игры, а, возможно, объяснение этого феномена лежит за пределами клуба, ведь, если б в школе писателей изучали, а не "проходили", наверняка у ребят была бы большая потребность перес­казать услышанное на уроке или подготовиться к будущему обсужде­нию. Во-вторых, как я уже говорил, мы используем любую возмож­ность посмотреть и разобрать хороший проблемный фильм, никогда не отказывались и не будем отказываться приглашать к себе гостей, будь то писатель, художник, журналист, религиозный деятель и т.п. Главное, чтоб это был интересный собеседник, способный, порой са­мим фактом своего присутствия "спровоцировать" дискуссию.

^ Вернуться к началу

В чем Вы видите особенность клуба как формы работы с под­ростками? Нередко, особенно в наших детских библиотеках, клубами называют организованные группы учащихся (классы, продленки и т.п.группы продленного дня и т.п.), с кото­рыми проводятся циклы бесед, обзоры литературы на определенную тему, встречи с интересными людьми, просмотры диа- и видеофильмов и т.п. Это апробированная форма работы, безусловно полезная, удобная и эффективная. Только это не клуб, а скорее лекторий. И дело тут не в каком-то терминологическом уточнении, а в очевидном различии, прежде всего по степени трудоемкости, именно клубной формы работы. Ведь, согласимся, "держать интерес" ребят хотя бы в течение одного учебного года при свободном посещении куда слож­нее, чем при организованном. Да и роль ведущего клубное занятие, где каждый вправе не просто задать свой вопрос, но и выступить, поставить проблему - это не роль лектора, а скорее лоцмана, где "люфт", неожиданный поворот в разговоре входит в "правила игры", и потому самое сложное и самое ценное - "выдержать курс", то есть сохранить ощущение свободного плавания и при этом знать, когда следует повернуть тему, чтоб поддержать температуру дискуссии, чем закончить обсуждение и многое другое. Это ж, если хотите, це­лая наука: как поставить вопрос, сколько времени ждать ответа. У меня была одна знакомая, которая обожала, например, спрашивать аудиторию: "Помните, как это у Кафки..?", и держала паузу до пол­ной ясности, кто тут образованней и умнее всех. Здесь мало знания материала, здесь важна интонация, искренняя, располагающая к об­щению, когда каждый точно знает, что в споре должна рождаться ис­тина, а не победитель. Это совершенно особая атмосфера, которая возникает не сразу, но дорогого стоит. Поэтому, наверное, настоя­щие клубы редко создаются "сверху", "сверху" их обычно или под­держивают или "притаптывают", как, например, это было "на заре перестройки" с Клубами любителей фантастики.

^ Вернуться к началу

Имеет ли деятельность клуба методическую ценность, если каждый клуб по-своему уникален? Каждый клуб, существующий не один год, действительно уникален, потому, что деятельность его определяется множеством субъективных факторов: кто ведет занятия? кто на них ходит? где собираются? кто помогает? и т.п. Но методическую ценность он имеет несомненно, хотя бы самим фактом своего существования: раз есть такие клубы, значит, могут быть и другие. Это главный методический итог. А вывести какой-то алгоритм, вроде сценариев проведения занятий, трудно, да и зачем они клубу? Другое дело - материалы к обсуждению. Например, любой школьник, прочитавший "Мастера и Маргариту" с удовольствием поу­частвует в обсуждении вопросов, перечисленных выше. Кстати, все они и многие другие, в том числе по произведениям русской класси­ки, отдельным библейским сюжетам и известным апокрифам, а также результаты их обсуждений опубликованы в методических изданиях на­шей библиотеки (Бродский М.А. Библейские мотивы в романе М.А.Бул­гакова "Мастер и Маргарита". Методико-библиографическое пособие.М.:1996; Бродский М.А. "Чтение и обсуждение библейских сюжетов и образов со школьниками среднего и старшего возраста. М.1995) и в журнале "Русская словесность"(N6,1997, N6,1995) и др.). Сейчас я работаю над материалами к обсуждению повести Л.Н.Андреева "Иуда Искариот", потом очень хочу описать наше обсуждение притчи "Вели­кий инквизитор" Ф.М.Достоевского ну и так далее.

Но у нашего клуба (только ли у нашего?) есть два серьезных недостатка. Во-первых, он бесплат­ный, то есть не приносит библиотеке дополнительного дохода, что по нынешним временам существенно. Во-вторых, как нетрудно убе­диться, он "элитарный", что тоже вызывает вопросы, типа "Вы рабо­таете с немногими, а как же остальные?" - вопросы, которые, кста­ти, были и будут слышны всегда и не только в библиотеках. И отве­чать на них логически, по-моему, бессмысленно. Это тот случай, когда все правы и не правы - все зависит от выбора приоритетов, который бывает очень субъективен. Ясно одно: клуб не может быть многочисленным по определению, это особый вид сотворчества едино­мышленников, где количество неминуемо снижает качество. А на под­готовку каждого занятия (я же приводил примеры!) тратится время, в том числе и рабочее. К тому же - это "штучное" производство, как правило, "одноразового использования" (если не считать, конечно, методической деятельности, о которой я уже говорил).

^ Вернуться к началу

Можно личный вопрос: как Вы, философ по образованию, попали в детскую библиотеку? Во-первых, потому, что в другие места не брали. Это было начало 70-х годов. Кто знает, тот поймет, что я имею в виду. Во-вторых, я с детства любил общаться с малышами. Поэтому, когда пришел в библиотеку, то первое, чем я занялся, бы­ло проведение бесед "Вопросы и ответы": учителя или вожатые соби­рали вопросы ребят (письменные), я их группировал по темам, а по­том приходил и отвечал, попутно рекомендуя соответствующую лите­ратуру. Вообще это было немножко шоу, потому что надо было отве­чать на все вопросы, иначе о них тебе напоминали, особенно малы­ши, которые, например, могли спросить: почему есть злые люди? от­чего появилась любовь? кто сильней, мамонт или бронтозавр? что такое аминь? это правда, что если иконе показывать фиги, то она упадет? сколько лететь до самой ближней звезды? или такой шедевр: как ток узнает(!), когда его трогают?

Ну, как? По-моему, замечательно. Я таких вопросов насобирал больше пятисот. Потом сделал на эту тему приличную, на мой взгляд, методичку. Потом появились другие темы. И вот почти через 10 лет опыт прямого общения с разновозрастной аудиторией мне при­годился уже в работе дискуссионного клуба.

Похожие:

Как появился клуб? iconМаурин Ли Танцующие в темноте Scan, ocr & SpellCheck: Larisa F
Ли М. Л55 Танцующие в темноте [Текст]: пер с англ. А. Михайлова, В. Беляева. — Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»; Белгород:...
Как появился клуб? iconМаурин Ли Бедная Марта
Ли М. Л55 Бедная Марта [Текст] / пер с англ. А. Михайлова; предисл. Т. Куксовой. — Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»;...
Как появился клуб? iconКнижный Клуб «Клуб Семейного Досуга»
Протокол заседания тиражной комиссии по розыгрышу ценных призов среди членов книжного клуба «клуб семейного досуга»
Как появился клуб? iconКнижный Клуб «Клуб Семейного Досуга»
Протокол заседания тиражной комиссии по розыгрышу ценных призов среди членов книжного клуба «клуб семейного досуга»
Как появился клуб? iconДафна Калотай в память о тебе Предисловие
Калотай Д. К17 в память о тебе [Текст] / пер с англ. О. Буйвола; предисл. Т. Куксовой. — Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»;...
Как появился клуб? iconТереза Ревэй Дыхание судьбы Scan, ocr & SpellCheck: Larisa F
Ревэй T. Р32 Дыхание судьбы [Текст] / пер с фр. Э. Болдиной; предисл. В. Головановой. — Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»;...
Как появился клуб? iconМаурин Ли Под сенью каштанов Scan, ocr & SpellCheck: Larisa F
Ли М. Л55 Под сенью каштанов [Текст] / пер с англ. А. Михайлова; предисл. О. Кулик. — Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»;...
Как появился клуб? iconСердце ибицы: клуб pacha ночной клуб Pacha входит в четверку лучших...
Логическая причина: обаяние Ибицы. Мягкий климат, морские бризы, субтропическая растительность, особый «вкусный» воздух… Тебя переполняет...
Как появился клуб? icon-
Как-то, будучи в приподнятом настроении, мы подумывали о том, чтобы назвать эту книгу “Не просто еще одна книга о том, как понимать...
Как появился клуб? iconЧто за день такой веселый, светит солнышко с утра?
У нас, как в школах, начнутся занятия, на которых вы будете узнавать много нового и интересного. Смотрите, какой кораблик стоит....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница