Исследование особенностей композиции Романа Булгакова




Скачать 37.62 Kb.
НазваниеИсследование особенностей композиции Романа Булгакова
Дата публикации22.02.2013
Размер37.62 Kb.
ТипИсследование
shkolnie.ru > Философия > Исследование
Исследование особенностей композиции

Романа Булгакова

«Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» - одно из самых самобытных произведений не только в русской, но и в мировой литературе. Несомненно, говоря о причинах обособленного положения романа среди прочих, нельзя не упомянуть об особенностях построения его композиции.

Прежде всего, следует упомянуть разделение романа на два основных смысловых пласта: реально-событийный пласт и пласт мистический. Порой определить, к какому смысловому пласту относятся те или иные описанные в романе события или образы бывает довольно сложно, так, Воланд – персонаж, принадлежащий к мистическому пласту по определению(а куда еще может относиться нечистая сила), в то же время – причина всех странных событий, происходящих в Москве, в плане реально-событийном. Кроме пластов нельзя не отметить две основные сюжетные линии в романе: ершалаимскую линию и московскую, которые на первый взгляд развиваются параллельно.

Московская линия неоднородна: в ней также можно найти подразделение на лирическую(образы Мастера и Маргариты) и сатирическую(Лиходеев, Варенуха, Римский, Берлиоз, etc.) линии. Причем связь лирической линии с мистическим пластом очевидна, равно, как и отсутствие связи с мистическим пластом сатирической линии. Впрочем, при более детальном анализе становится очевидной некая диффузная взаимосвязь линий в рамках обоих пластов(так как условные рамки пластов не совпадают с границами сюжетных линий) при помощи общих символов. Возможно, именно благодаря взаимосвязи линий при помощи определенных мотивов-символов можно говорить о границах смысловых пластов. Так, «представитель» ершалаимской сюжетной линии Понтий Пилат в течение всего своего первого появления мучается от головной боли. Представитель московской сюжетной линии Степан Лиходеев при первом своем появлении также мучается головной болью, правда, с похмелья. Так как параллелей образов здесь быть не может, возникает ассоциативная параллель различных сюжетных линий при некоем снижении общего смысла символа(Пилат – личность совершенно не комическая да и его болезнь не вызывает улыбки у читателя, а вот Степа Лиходеев – личность комическая во многом).

Переход из линии в линию осуществляется при помощи практически кинематографичного приема – монтажа. Интересно при этом отметить, что есть фигура, одновременно находящаяся во всех смысловых пластах и линиях сразу – это Воланд, который присутствовал при ершалаимских событиях, и который принимал прямое участие в событиях московских, как лирических и мистических, так и сатирических. Символично, что именно Воланд и производит первый такой монтирующий прием, дает своеобразную вводную читателю в роман Мастер - ершалаимскую линию.

Взаимосвязь сюжетных линий и смысловых пластов дает нам возможность говорить о построении романа не столько согласно литературному, сколько согласно музыкальному принципу построения формы. В романе есть множество тем(в музыкальном понимании этого слова), каждая из которых наделена несколькими мотивами — символами. Благодаря переходу мотивов из одного плана в другой мы можем следить за «перемещениями» темы от образа к образу. Существует, к примеру, тема страдания с лейтмотивной фразой «О боги, боги!», впервые звучащая у Пилата в связи с упоминавшейся уже головной болью, а затем переходящая…к Мастеру уже в связи не с физическим, а с нравственным страданием. Очень часто мотив привлекает ассоциативные связи не только с определенной частью или определенной темой романа, но и с какими-либо «внешними» ассоциациями. К примеру, знаковым является появление «на заднем фоне» событий фокстрота, фокстрот сопровождает сцену появления в «Грибоедове» Иванушки Бездомного, фокстрот сопровождает и бал Сатаны, то есть, в этом случае фокстрот – легкий танец – оказывается знаком вмешательства нечистой силы в происходящее. Но помимо этой своей «внутриромановой» функции фокстрот «Аллилуйя» несет и другую смысловую нагрузку, так как сочетание религиозного названия и легкого танца вызывает ассоциации со снижением смысла как таковым, и в результате – еще один знак смыслового снижения идеи, события, – приема, которым постоянно пользуется автор при переходе из мистического смыслового плана в реально-событийный.

Переход темы из одного образа в другой можно сравнить с переброской темы фуги между разными голосами в музыкальном произведении. Таким образом, можно говорить о полифонической структуре романа.

Финальную сцену романа – сцена полета Воланда со свитой, Мастера и Маргариты – по концентрированности различных тем можно уподобить стретте. Здесь и тема города, разбросанная на протяжении романа по двум линиям(Ершалаим и Москва в видении Булгакова во многом похожи, между ними постоянные параллели, а в финальной сцене оба города оказываются рядом, закрепляя параллель), и тема страдания Пилата, приходящая, наконец, к своему разрешению, и тема любви Мастера и Маргариты, удвоенная параллелью с Пилатом и его собакой(«Удел того, кто любит быть с тем, кого любит»). Здесь же становится очевидной трансформация тем. Воланд из нечистой силы превращается в благодетеля Мастера и Маргариты, тем самым обратив наше внимание снова на эпиграф из Гете. Маргарита из любящей женщины превращается в ведьму «от горя и бедствий». Пилат из палача превращается в христианина и последователя Иешуа.

Бездомный – советский поэт, пишущий «правильные» стихи становится последователем и душеприказчиком Мастера. Свита Воланда, на протяжении всего романа относившаяся к сатирическим образам становится полноправной частью мистической составляющей. И в свете всех этих превращений мир реально – событийный, мир Москвы начинает казаться совершенно ирреальным, марионеточным, иллюзорным. И все четче на фоне этой марионеточности выступает фигура «кукловода», того, кто может «управиться» с человеком, как говорил вначале Воланд. Причем кукловод этот не бог и не дъявол, а Единое, весь мистический план романа, который в финале представлен автором как единственная и последняя реальность.

Похожие:

Исследование особенностей композиции Романа Булгакова iconI. Биография М. А, Букова 4
Темой своей работы я выбрала вопрос «В чем загадка романа «Мастер и Маргарита»?» Интерес к этой теме у меня возник уже давно, буквально...
Исследование особенностей композиции Романа Булгакова iconРоман отчаяния и надежды Проблематика романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Чрезвычайно благодарным материалом в этом смысле является роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” — в силу его хрестоматийной сложности,...
Исследование особенностей композиции Романа Булгакова iconУрок исследование «Историко-философское осмысление романа И. С. Тургенева...
Цель исследования: на основе интерпретации текста романа «Отцы и дети» через художественный мир Тургенева, теорию и историю литературы...
Исследование особенностей композиции Романа Булгакова iconПлан. I. Образ Маргариты в романе М. А. Булгакова " Мастер и Маргарита...
Бегемота, образ периферийный, но дающий возможность приблизиться к пониманию романа. Меня интересовало, как автор выстраивает образ...
Исследование особенностей композиции Романа Булгакова iconХудожественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»...
В его сюжете параллельно существуют два мира: мир, в котором жили Понтий Пилат и Иешуа Га- ноцри, и современная Булгакову Москва...
Исследование особенностей композиции Романа Булгакова iconСовести в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Вина – совесть – искупление – прощение», отражающей взгляды автора на закономерность взаимовлияния искупления и прощения для героев...
Исследование особенностей композиции Романа Булгакова iconСамошкина Александра Юрьевна Место работы: гбоу спо мо «Орехово-Зуевский...
Название статьи: «Роль раскрытия понятий и символов романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в духовно-нравственном воспитании...
Исследование особенностей композиции Романа Булгакова iconСобачка
Цель: исследование истории искусства оригами; повторение знаний о домашних и диких животных; изготовление композиции «Деревенский...
Исследование особенностей композиции Романа Булгакова iconИсследование учебной мотивации первоклассников не является новой...
Учебная деятельность является важным аспектом для первоклассников, поскольку именно учеба является ведущим видом деятельности в данном...
Исследование особенностей композиции Романа Булгакова iconНазвание работы
Исследование психологических особенностей организованности личности старшеклассников с различными типами акцентуаций характера
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница