Демонологические образы в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”




НазваниеДемонологические образы в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”
страница1/7
Дата публикации22.02.2013
Размер0.83 Mb.
ТипРеферат
shkolnie.ru > Философия > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7
Демонологические образы в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”
 
Содержание
Введение
Глава I. Схема строения мира и демонологические образы в представлениях мифологии, фольклора и христианства.
1.          Мифология как первоисточник представлений о дьяволе
2.          Мифологические образы демонов и нечистой силы в фольклоре
3.          Демонология в христианстве
Глава II. Образ, место и значение Воланда и его свиты в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”
Заключение
Примечания
Список литературы
Библиографический список
 
Введение
Не случаен выбор темы демонологических образов в романе “Мастер и Маргарита”. Образ дьявола интересен сам по себе, а особенно интересным является исследование его образа в различных направлениях человеческой мысли, а именно в религии, мифологии, и народном творчестве, то есть в фольклоре. Демонологические существа в мифологии и фольклоре, христианстве и литературном произведении, в данном случае в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” имеют сходные черты, но в целом являются разными. Трактовка образа дьявола М. Булгаковым является однозначно интересной и сложной темой для исследования. Важно рассмотрение генезиса и поэтики демонологических образов в романе и с точки зрения их роли в концепции произведения, их значения, как персонажей, несущих большую смысловую нагрузку.
Цель дипломной работы – проследить трансформацию демонологических образов в сознании людей на протяжении веков, с помощью этого попытаться раскрыть суть, смысл, роль булгаковского дьявола и его свиты в романе.
Задачи: 1) выяснить, каким образом в сознании древнего человека зародились представления о злых, нечистых силах и что они из себя представляли;
2) проследить процесс перехода демонов и нечистой силы из мифологии в фольклор, раскрыть образы самых популярных в народном бытовании нечистых духов;
3) выявить новые черты, функции и роль дьявола в христианской традиции;
4) попытаться раскрыть образы Воланда и его подчиненных в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”, осмыслить их роль в произведении через сравнение с мифологическими, фольклорными христианскими образами демонов и дьявола.
Структура работы. Дипломная работа содержит две главы. Первая глава состоит из трех параграфов, в которых представлена попытка проследить развитие злых, нечистых сил, начиная с мифологии и заканчивая средневековыми представлениями о дьяволе. Вторая глава полностью посвящена трактовке образа Воланда и его свиты в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”, в которых прослеживаются как черты древних нечистых духов, так и христианских представлений о дьяволе.
В ведении рассказывается о теме, цели и задачах дипломной работы, о ее структуре и значении.
В первой главе представлены сказания о миросоздании в мифологии разных народов, миф о мировом яйце, дуалистическая картина мира и демоны. Далее речь идет о мифологических образах демонов и нечистой силы в фольклоре, приводятся примеры и описания представителей “темных” сил в устной народной традиции, а именно черта, как самого популярного представителя нечистой силы в фольклоре. В христианской теологии это Дьявол, о котором написано в Новом и Ветхом заветах, и в средневековье – это “князь тьмы”, повелитель преисподней.
Вторая глава представляет собой обзор взглядов литературоведов и критиков на образ, место и значение Воланда и его свиты в романе, а также на то, что послужило прообразами Булгаковских демонов и загробный мир в романе “Мастер и Маргарита”.
Заключение – подведение итогов дипломной работы, выводы и результаты.
Если говорить о использованной литературе, то она очень разнообразна, так как в дипломной работе были представлены разные мнения исследователей и критиков. Непростым является изучение образов нечистой силы в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”, ведь Михаил Булгаков представляет собой феноменальное явление в советской литературе 20-х – 30-х годов. Талантливый писатель, искусственно отторгаемый от литературного процесса своего времени, стал в его истории полноправным явлением, воплощением той эпохи. В историю литературы органично вошла принципиально новая творческая личность, которая существовала в то время, по выражению Б. Пастернака, “незаконным явлением”. О творчестве Михаила Булгакова и его произведениях можно говорить бесконечно. Его романы, рассказы и пьесы пользуются большой популярностью не только у читателей, но и у литературоведов и критиков. Многие литратуроведы ставят своей целью исследование творчества Булгакова. Это М. Чудакова, А. Вулис, В. Каверин, В. Лакшин и многие другие. Но до сих пор еще много загадок таят в себе творения Михаила Булгакова.
Образ дьявола в мифологии, фольклоре и христианстве так же неоднозначен, и проецирует на себя иногда самые полярные точки зрения. В данной курсовой работе используются материалы одних из самых известных исследователей в области мифологии и фольклора: В. Проппа, В Рыбакова, Э. Тейлора, Э. Померанцева, В. Даля, Е Мелетинского, А. Лосева и А. Афанасьева.
Глава I. Схема строение мира и демонологические образы в представлениях мифологии, фольклора и христианства
1. Мифология как первоисточник представлений о дьяволе
Мифология представляет собой продукт древнего мышления. Знаменитый ученый А.Ф. Лосев, однако, ставит вопрос, почему древнему человеку понадобилось привлекать столь странные методы для объяснения природы. Всякое объяснение непонятного явления обычно предполагает сведение непонятного на понятное. Однако каким образом вдруг оказалось понятным, что солнце это бык, а луна – корова, или что гром и молния – орудия в руках Зевса или Юпитера? Никто не может объяснить, почему именно фантастические вымыслы стали в свое время объяснением природы и общества для всех тех, кто тогда задумывался о причинах происходящего. По М. Косареву, мифологическое сознание есть сознание, непроницаемое для опыта. Теоретик мифологии А. Лобок считает, что миф – это ложь. Но не просто ложь, а ложь, в которую верят. Причем люди верят этим фантазиям, верят самозабвенно, с полной внутренней отдачей.
Есть множество точек зрения, что же такое миф. Для одних, миф – это осмыление мира, с помощью которого древние люди пытались что-то объяснить в окружающем мире. Эта трактовка выражает одно из самых древних и устойчивых представлений относительно сущности мифа.
Другая точка зрения, что миф – это смыслонесущая реальность человека, и оттого она гораздо более сильна, нежели реальность как таковая. В мифах человек осмысливает и представляет свое собственное право на существование перед лицом другого мира, в котором это право человека на существование вообще не было предусмотрено. Отсюда заключается вывод, что миф – это высшая реальность, к которой обращается человек.4
Слово – это единственный источник наших знаний о мифе, это то средство, которое помогло нам не забыть древнюю мудрость былых поколений. В мифологии имеется много сказаний, повествующих о построении космоса, о миротворении. Большинство мифов, сообщает М.И. Шахнович, возникло у разных племен и народов самостоятельно, а поэтому, разнообразно и по содержанию, и по форме. На космологические сказания сильно сказываются занятия, жизнь и быт людей, история народа становится составляющей частью мифа.
У некоторых народов нет понятия о начале мира в целом, нет идеи миротворения., как, например, у коренных жителей Австралии. Они считают, что земля существовала всегда, но имела другой вид: она была покрыта водой, которая позже ушла, освободив поверхность земли. Также нет таких мифов у папуасов Новой Гвинеи и у наименее культурных племен Южной Америки. В африканских мифах небо и земля существовали издавна. Одни мифы гласят, что земля сначала была мягкой, другие – что пустынной, без воды, и пребывала в темноте.
Народные занятия прочно вошли в структуру представлений о мире. Например, некоторые скотоводческие народы Сибири верят в то, что их предки создали землю, разъезжая по небу на оленях, предания других гласят, что во время сотворения земли белый небожитель скакал в облаках на лошади. В старину некоторые славянские племена-земледельцы верили, что земля образовалась в результате деятельности бога-сеятеля: “взял бог песок и насеял всю землю с травами и лесами”.
Но прежде чем люди выдумали бога по своему образу и подобию, они представляли его по образу и подобию животного, из которого образовались небо и земля.8
У многих народов есть мифы о том, что труп чудо-животного, полудракона - получеловека или первочеловека - великана, которого кто-то растерзал или убил непобедимый герой, или же принесли в жертву боги, превратился в окружающий мир. Череп трупа стал небесным сводом, тело – землей, кости – горами, кровь – морями, глаза – солнцем и луной, зубы – скалами, волосы – лесами.
Во многих мифах боги для создания мира пользовались трупом своего противника. В древневавилонском сказании бог Мардук использовал для этой цели тело чудовища Тиамат. На Руси в “Стихе о голубиной книге” сказано, что солнце красное родилось от лица божьего, светел месяц – от белой груди божьей, зори белые – от очей господних, ветры буйные – от дыхания, дождик и росы – от его слез.
Наука постепенно распутала клубок представлений, содержащихся в космологических мифах. Она установила, что в наиболее древнейших из них демиурги -–преимущественно птицы. Объясняется это тем, что в их образах когда-то олицетворялось небо, солнце, луна и звезды. При взгляде вверх люди видели необъятное небо, сияющее солнце, облака, плывущие по небу, птиц, летящих ввысь.
Все, что находилось как небо и, возможно, обозначалось одним словом, которое означало птицу. Поэтому на древнеегипетских, вавилонских, хеттских и древнесирийских памятниках солнце изображалось в виде диска с крыльями.9 В древнем Египте верили, что бог Солнца Ра, из которого родились небо и земля, вышел из яйца в виде птицы. Там отождествляли бога Тора с соколом, Осириса изображали с головой коршуна. В индейских мифах бог Солнца Вишну имеет постоянного спутника – птицу с золотыми крыльями, бог огня Агни часто обращается в голубя.
Задатки дуалистического мифа о птицах обнаружены уже у некоторых австралийских племен. Оба брата – орел или ворона, сойка или цапля, ведут между собой ожесточенную борьбу из-за женщин. Орел с помощью колдовства создает землю, деревья, людей и зверей, а сойка – моря, реки, озера, рыбу.
У славянских народов также сохраняется миф о великом вороне. Это Кутху у ительменов, Куйхиль у коряков и т.д.
Кутху считается создателем земли и всего, что на ней находится, но его за это не только не почитают, но часто ругают, обвиняя в том, что он устроил все очень неудачно. Если бы, говорят ительмены, Кутх был умен, то создал бы мир гораздо лучше, не поставил бы так много непроходимых гор и утесов, не было бы так много бешеных потоков и бурь.
В мифах многих северных народов роль демиурга играет орел (якуты), гагара (селькупы, буряты), гусь (алтайцы), селезень (марийцы), утка (эвенки, ханты, мордвы). В этих мифах рассказывается, что вначале были две птицы: белая и черная. Белая летала в вышине, над водой, а черная плавала внизу, в воде. Одна птица просила другую: “нырни на дно и принеси немного ила”. Черная птица принесла его в собственном клюве, потом выбросила ил перед белой птицей. Белая совершила над ним заклятье. Ил начал расти и превратился в землю. Но черная птица утаила часть ила в клюве для себя. И эта часть ила начала расти и душить птицу. “Выплюнь, выплюнь” - кричала ей белая птица. Черная выплюнула ил, и из этой части выросли горы и камни. Обе птицы поссорились. Белая птица создала все доброе для человека, а черная – все злое.
К числу весьма распространенных принадлежит миф о том, что мир в целом или отдельные его части (небо, земля) возникли из мирового (космического) яйца. В религиозных верованиях иранцев сохранились глубокие следы почитания птицы, высидевшей яйцо, из которого вылупился мир.10
М. Шахнович. считает, что древние люди судили о возникновении мира часто по аналогии с зачатием и рождением людей или млекопитающих животных. Мир не сотворен, а рожден в результате размножения или появления из яиц.
В Древнем Египте в одном магическом папирусе упоминается яйцо из земли и влаги, которое было снесено на одном холме, поднявшемся из безграничного водного пространства. В “Книге Мертвых” говорится, что на этом холме было свито гнездо, в котором из гусиного яйца “великого Гоготуха” появилось солнце, создавшее богов и людей.
По китайским мифам мир возник из “хуан-дзня” (хаоса), имевшего вид крупного яйца. В ней зарождается Гань-гу с телом змеи и головой дракона. Он вырос и заснул в этом огромном яйце. Прошло 18 тысяч лет, прежде чем Гань-гу проснулся. Не зная, как бы выбраться из яйца, он схватил огромный топор и с силой ударил в мрак перед собой. Яйцо раскололось. Все легкое и чистое поднялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное опустилось вниз, образовав землю.11
В славянской традиции не отмечено мифов или этимологических преданий на эту тему.
В.Н. Топоров говорит о возможности реконструкции мифа о мировом яйце на основе русских сказах. Речь идет прежде всего о русской сказке о трех царствах: герои отправляются на поиски трех исчезнувших царевен, поочередно варят обед, преследуют мужичка с ноготок, борода с локоток, приходят к отверстию, ведущему под землю и последовательно заходят в три царства – медное, серебряное, золотое. В каждом из них героя встречает девица, предупреждающая его об опасности, исходящей от змея (обычно трех-, шести- и девятиголового), в результате борьбы с ним каждый раз побеждает герой, спасающий царевен. Собираясь подняться с ними на землю, герой сворачивает каждое из трех царств в яйцо (медное, серебряное, золотое), данное ему каждой из трех царевен. Оставшиеся на поверхности земли спутник героя вытаскивают на веревке всех трех царевен, но коварно обрывают ее, когда по ней лезет герой. В результате странствий по подземному царству герой находит большое дерево (обычно дуб), спасает птенцов, сидящих на ветвях дерева, за что мать птенцов (чаще всего орел) выносит героя из подземного царства на землю, где он последовательно бросает каждое из трех яиц, разворачивающихся в соответствующее царство. Завершением сказки обычно является брак героя и царевны золотого царства.
Основным аргументом в пользу того, что мотив яйца в сказках этого типа имеет древние мифологические корни, считает В.Н. Топоров – отчетливый космологический характер картины, описываемой в сказке, что напоминает изображение разных миров и связей между ними. Герой сказки в начале ее приходит к месту, откуда начинается его путешествие в другой мир. Герой (или герои) не только спускается под землю, в подземное или в подземельное царство, подвалы, на тот свет через отверстие, дырку, яму, норку, но и поднимается в гору (железную, стеклянную).
Важнее отметить связь змея с яйцом (то же относится к существам функционально подобных змею), отраженную (более или менее косвенно) в сказках и за их пределами. В сказках эту связь можно усмотреть в преподнесении герою яйца после убийства змея (а иногда именно за убийство его) и в мотиве Кощеевой смерти, когда герой разламывает или разбивает яйцо.
Остановимся на спутниках героя – трех богатырях Дубыне, Горыне и Усыне и особенно на последнем. Их связь с хаотическими, деструктивными, нечеловеческими силами более или менее ясна, как указано в работе Э.В. Померанцевой, из их действий (в частности, в большинстве сказок они предают героя), и из их имен; отнесенность первых двух богатырей к дубу и горе также не оставляет сомнений.
Сложнее дело обстоит с Усыней, суть которого, по крайней мере в генетическом плане, остается невыясненной до сих пор. Чрезвычайно интересно, что в некоторых сказках, Усыня появляется в подземелье тогда, когда в других сказках прилетает змей. Больше того, в тексте сказки к фразе “Усыня прилетает”, приложен комментарий сказочника – он змей.
Его образ уходит в область преданий, где одна из главнейших ролей принадлежит огненному летучему змею. Народные поверья приписывают змею демонские свойства, богатырскую силу, знание целебных трав, обладание несметными богатствами и живой водою.12
В огненном змее, считает А.Н. Афанасьев, народная фантазия, создающая мифические образы не иначе как на основании сюжета и аналогии их с действительными явлениями, олицетворяла молнию, прихотливый извив которой напоминал воображению скользящую по земле змею.13
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Демонологические образы в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” iconРоман отчаяния и надежды Проблематика романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Чрезвычайно благодарным материалом в этом смысле является роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” — в силу его хрестоматийной сложности,...
Демонологические образы в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” iconСовести в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Вина – совесть – искупление – прощение», отражающей взгляды автора на закономерность взаимовлияния искупления и прощения для героев...
Демонологические образы в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” iconХудожественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»...
В его сюжете параллельно существуют два мира: мир, в котором жили Понтий Пилат и Иешуа Га- ноцри, и современная Булгакову Москва...
Демонологические образы в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” iconБулгаковская концепция казни Иешуа Га-Ноцри а казнь Иисуса Христа по Ван-Эйку
В этом эссе я обращу внимание на две разные концепции казни. Одна относится к фрагменту произведения Михаила Булгакова Мастер и Маргарита,...
Демонологические образы в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” iconПлан. I. Образ Маргариты в романе М. А. Булгакова " Мастер и Маргарита...
Бегемота, образ периферийный, но дающий возможность приблизиться к пониманию романа. Меня интересовало, как автор выстраивает образ...
Демонологические образы в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” iconБулгаковская концепция казни Иешуа Га-Ноцри и казнь Иисуса Христа в картине Ван Эйка
В этом эссе я обращу внимание на две разные концепции казни. Одна относится к фрагменту произведения Михаила Булгакова «Мастер и...
Демонологические образы в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” iconУрок обобщение по теме М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Оборудование: портрет М. Булгакова, коллажи по произведению, составленные учениками
Демонологические образы в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” iconГуманитарный колледж г. Астаны Согласовано: Утверждаю
Посещение русского драматического театра им. Горького. Просмотр спектакля М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Демонологические образы в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” iconСамошкина Александра Юрьевна Место работы: гбоу спо мо «Орехово-Зуевский...
Название статьи: «Роль раскрытия понятий и символов романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в духовно-нравственном воспитании...
Демонологические образы в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” iconI. Биография М. А, Букова 4
Темой своей работы я выбрала вопрос «В чем загадка романа «Мастер и Маргарита»?» Интерес к этой теме у меня возник уже давно, буквально...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница