Р книгах и в жизни




НазваниеР книгах и в жизни
страница1/19
Дата публикации21.02.2013
Размер3.31 Mb.
ТипКнига
shkolnie.ru > Философия > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие автора . . 5
Часть первая

ВО ЧТО РЯДИТСЯ ЧВАНСТВО?

Во что рядится чванство? .... 9

Резонанс. Люди и манекены ..,,..,, 13

Ошибка микрокалькулятора .......... 21

Не обеднеем 25.

Резонанс. Отношение к «хайлафистам» .... 31

Уход . . . ,,..'.........,.. 35

Уходящие ,.»,...,..,.,.«.». 40'

Святое за душой ............... 48

Ольга против Алисы ,.,............< 64

Деньги Шляпиных ............... 60

Порядочность 74

Личная выгода : 81

Резонанс. Диспут о личной выгоде ..... 89

Крайний вариант . . . ........... 94

Срочная командировка ............ 103

«Аристократы духа» '111

Резонанс. Таланты по наследству?. . , . , , .117
В поисках истины .: ... 122

Резонанс. Кто ищет истину? ....... 129

Вместо послесловия. Прочитали о себе . . , . 134

Часть вторая

^ НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Образ Чапаева « , ,,,,,,...... « 139

Личный пример ................ 147

Ленинская гвардия ... 148

Ленинский урок: как относиться к людям . . 155
Ленинские нормы жизни .— это прежде всего

правда о. реальном положении дел . . , . . 165

Одна черта ........ 171

Резонанс. Учиться у Ленина! ......'. 179

Шкурный интерес .............. 183

Разговор о главном ............. 199

Р» книгах и в жизни . . ........... 204

Коммунистическое бескорыстие ......... 216

Светлана помогает Никарагуа ....... 216

У нас так принято ,..,....'... 221

Женский образ ,,..,,......,.. 226

Вечные вопросы ............... 237

Какую выбрать жизнь? .......... 237

Как найти друга? ....... 245

^ ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Первая часть этой книги представляет собой публи­цистическую работу, от начала до конца построенную на диалоге с читателем. Толчком для этого диалога по­служили идущие в обществе оздоровительные процессы 80-х годов. Почта, поступающая в редакцию «Комсо­мольской правды», где я работаю, была настолько тре­бовательной к журналисту, что уже не оставалось ни­чего иного, кроме как повиноваться ей, а значит, отра­зить в меру сил идущие в обществе процессы, осмыслить их по мере возможностей и сказать читателю свое слово о том, что его волнует.

Позиции автора и степень понимания происходящего корректировались в ходе темы. «Подчищать» я не ста­ла, потому что это движение от менее четких (этиче­ских, воспитательных) к более четким — это движение вызвано не тем, что автору так захотелось: это отразило изменения в общественном сознании. В отражении этой динамики есть, по-моему, своя ценность.

На то и публицистика, чтобы поспевать поворачивать­ся. Когда идут быстрые изменения в глубинах обще­ственного организма — бывает, и не говоришь, а выкри­киваешь, настолько сильно давление на тебя из этих глубин. Наше дело повиноваться этому диктату.

Накопившиеся в обществе негативные явления поро­дили, разумеется, и свои молодежные варианты. В мо­лодежной среде возникли свои группы, кланы с уста­новками, весьма далекими от коллективизма, от стрем­ления к равенству, от принципов распределения по тру­ду, да и просто далекие от труда.

Негативные явления в их молодежном варианте, психология людей, олицетворивших эти явления, а так­же противодействие им — содержание первой части кни­ги. Для того чтобы возможно точнее воспроизвести дви­жения и противоречия в молодежной среде, по-своему от­ражающие общие социальные противоречия, я включила в книгу читательские письма в их чистом виде, просто письма, как реакцию на выступление публициста и одно­временно как толчок к следующему выступлению. Чи­татель подталкивал развитие темы, направлял в то рус­ло, которое требовалось обществу, переживающему опре­деленный период развития. В связи с этим вы можете проследить, что же это такое: обратная связь с читате­лем, как именно читатель действует на автора.

5

Вообще-то об обратной связи мы говорим нередко, но обычно умозрительно, в то время как интерес представ­ляет не констатация этого бесспорного факта, а мало­изученная технология живого взаимодействия. Это диа­лог не только по жанру, но и по сущности.

Отрицание обывательских, мелкобуржуазных ценно­стей, другими словами — отрицание негативных явлений в том виде, в каком они отражаются в человеческом со­знании, было бы недостаточным, если б одновременно не утверждать иные, высокие ценности. Простое отри­цание безобразий — не пропаганда, а скандал. На стра­ницах газеты обе темы: «Во что рядится чванство?» и «Наши духовные ценности» — могут идти параллельно. В книге приходится их развести.

В силу ряда причин, о которых сказано в книге, да вы и сами их знаете, многие наши ценности искусствен­но снижены, на них видны следы чьих-то нечистых рук. Это извечное свойство мелкобуржуазности: осмеивать, пачкать, швырять себе под ноги недоступное и ненуж­но* ей высокое и прекрасное. Это касается и наших иде­алов, и наших героев, и наших представлений о жизни.

Тема наших духовных ценностей огромна, потому что наши ценности — уникальны. Но они топки и сложны, прикасаться к ним можно только бережно, чтобы ни в коем случае не допустить их профанации.

То, что включено в эту книгу, — только начало темы. Жизнь заставляет сейчас разрабатывать именно это на­правление. Мне кажется, оно сейчас нужнее всего.
6

^ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ВО ЧТО

РЯДИТСЯ ЧВАНСТВО?
ВО ЧТО РЯДИТСЯ ЧВАНСТВО?

Когда знакомишься с внутренним миром человека, каждый раз заново удивляешься, насколько разными бы­вают представления людей о справедливости, о добре и зле, о взаимоотношениях между людьми.

А ведь одна эпоха, одно общество... И даже образо­вательный уровень моего сегодняшнего оппонента при­мерно тот же, что у большинства.

«Ну что вы там пишете?! Вы описали обеспеченную девочку-троечницу и серую замухрышку-отличницу. Че­пуха. Дети из обеспеченных семей учатся намного лучше детей из необеспеченных: даже питание много значит».

Это меня, как автора, отчитывает за одну из статей шестнадцатилетняя читательница. Она считает неправ­доподобным, чтобы тот, у кого мало денег, учился лучше, чем тот, у кого много денег. В подтверждение своей мыс­ли она рассказывает о себе.

«Я из так называемой обеспеченной семьи: с пятого класса и ежегодно у меня были джинсы «штатских» фирм, в шестом мне купили японский кассетный магни­тофон со всей прилагающейся аппаратурой, в седьмом — кожаное пальто, в восьмом — первосортную дубленку, а сейчас мне подарили лисью ушанку. Нужно дальше пе­речислять гардероб? Все сапоги, босоножки, всевозмож­ные туфли, сапожки, полусапожки?..»

Нет, не нужно, мы уже убедились в том, что наша читательница обута и в ближайшие десять лет босой не окажется. Свою коллекцию обуви она упоминает не для того, чтобы похвалиться, а в подтверждение все той же мысли: только хорошо обеспеченные могут хорошо учить­ся и держаться с достоинством. Сама она учится почти на одни пятерки.

«Я культорг класса, имею авторитет (и немалый) и в нашем классе, и в школе. Очень люблю читать стихи, мне нравятся Пушкин, Блок, Волошин, обожаю оперет­ты Штрауса, Кальмана и Оффенбаха, вальсы Шопена, различные произведения Бетховена и Моцарта и орган­ную музыку Баха.

9

У меня есть две подруги (тоже из обеспеченных)' — Светлана учится так же, как и я, а Вика идет на «зо­лотую». Да, мы держимся несколько особняком от остальных, у нас другие интересы. Нам интересно пого­ворить и о пьесе, недавно увиденной в «Современнике», и о таланте певицы Большого театра, исполняющей глав­ную роль в «Князе Игоре», и в конце концов просто об интересных и престижных дисках, вышедших в свет,

А этим всем сереньким мышкам просто непонятны наши разговоры. Сами-то они говорят только о тряпках, кто чего достал, ведь ничего нет, и родители «не мо­гут», так вот они и треплются — все легче на душе; или о мальчишках (та же самая ситуация): на них ведь ни­кто не смотрит, а Светланку всегда королевой бала вы­бирают. Кстати, о мальчишках: при нас никто из ребят не ругается, не курит и не позволяет себе никаких воль­ностей, и бегают за нами табуном. А с этими серыми мышами всегда «все, что угодно», ж ни один такую ни в кино, ни в дискотеку ни разу не пригласил. Вот и сравнивайте. Алиса».

Сравнивать трудно, потому что противоположную сторону нет возможности выслушать. Какие на самом деле, а не в восприятии трех «аристократок» остальные девочки класса, мы узнать не можем. Зато мы видим, ка­ковы Алиса (если она в самом деле Алиса), Светланка и Вика. Есть Они — и презираемые «мыши». Они — и созданная ими карикатура на «серых людей», которую они считают правильным восприятием действительности.

Оценка людей через призму вещей и денег ненова. Более того, она нетрудна. Это самый легкий, самый при­митивный способ оценки. Несомненно, что здесь мы ви­дим семейную шкалу ценностей. Алиса — второе поко­ление. Первое поколение — это ее родители. Могу ска­зать с уверенностью, что родители Алисы первыми в роду дорвались до такого изобилия: видно по их ребенку. Потому-то здесь все новое, «с иголочки», наглое, пру­щее вверх.

А теперь о том, что противостоит этой наглости, — об интеллигентности. О той величайшей человеческой ценности, которая пока еще, к сожалению, не стала все­общим достоянием, а многими даже не полностью осмыс­лена.

Прошу не перепутать. Речь идет не об интеллигенции как разновидности служащих, а об интеллигентности как человеческом качестве. Качество, которое, конечно же,

10

к диплому отношения не имеет, и даже если все сразу вдруг станут дипломированными или «остепенен­ными», вряд ли мгновенно увеличится число интелли­гентных людей.

Давайте вспомним историю, вторую половину девят­надцатого столетия, когда о таких людях впервые заго­ворили, когда и само слово-то появилось, ибо нужно было как-то обозначить явление. Слово это, как известно, русского происхождения. Глеб Успенский о народной ин­теллигенции: «Она поднимала слабого, беспомощно бро­шенного бессердечною природой на произвол судьбы; она помогала, и всегда делом, против слишком жестокого напора зоологической правды; она не давала этой прав­де слишком много простора, полагала ей пределы».

Эти люди были совестью своего общества. Вспомните, как они стеснялись жить лучшей жизнью, чем другие. Л ответственность, а стыд?! Это есть в литературе, мож­но познакомиться.

Истинно ценное — пусть и возникшее в иных усло­виях — но исчезает. Тем более то, что является нашей национальной гордостью.

Мы сейчас много говорим и пишем о гармоничном развитии личности, о социалистической цивилизованно­сти. В понятие уровня жизни мы включаем не только доходы и товары, но и культуру. В том числе и быто­вую, и потребительскую, и тем более культуру челове­ческих отношений.

Частнособственнические нравы, высокомерное отно­шение к менее обеспеченным или менее удачливым лю­дям — все это не имеет ни малейшего отношения к тому идеалу гармоничной личности, ради которого мы все трудимся.

Давно известно: презрительное отношение к людям, эгоизм и эгоцентризм приводят к краху личности. А со» несть, честь, человеческое достоинство укрепляют нас, дают нам возможность быть полезными людям, реально помогать другим.

Есть ли на свете хоть кто-то, кто ни разу не попадал Б беду? Вспомните, кто вам тогда протянул руку из тех, кого ваша беда нимало не касалась? Вот это и есть ин­теллигентный человек. А кто вас топил, воспользовав­шись случаем? Это его антипод.

Современная деловая, производственная жизнь дает множество поводов увидеть, кто среди нас истинно гу­манен, интеллигентен, а кто нет.

11

Посмотрим на письмо под этим углом зрения.

Нам очевидны барские замашки Алисы. Начиная с внешних — скажем, с барски пренебрежительного опи­сания коллекции своей обувки. Вынуть, извлечь челове­ка из мира вещей невозможно, однако человеческие от­ношения всегда будут иметь и такую сторону: тактично или нет в то или иное общество надеть дорогую вещь. При малейшем сомнении культурный человек оденется попроще. Интеллигентные люди, кстати говоря, отстают от моды не потому, что их головы заняты более высо­кими мыслями, а потому, что им не доставляет никако­го удовольствия оглядывание их в упор с ног до го­ловы.

Исходя из этого понимания и ощущения, интелли­гентные родители никогда не предложат дочери-семи­класснице тысячерублевое пальто, а хорошо воспитанная девочка и сама его не наденет, чтобы не почувствовать неловкости перед подругами, да и перед учительницами тоже.

Коллекционировать можно не только барахло, а что угодно: от спичечных этикеток до любовных побед. Не надо только в наборе босоножек видеть платформу для интеллектуального и духовного возвышения над другими. Каблук подломится...

Так и видишь Алисину семейку, которая священно­действует за обедом в надежде стать умнее всех. Ешь, деточка, побольше, станешь умнее Мани и Вани: у них сметана магазинная, у нас рыночная.

Для Алисы скажу, что влияние белкового голодания на умственное развитие несомненно. Но сравнивать две семьи с разными доходами и заранее предсказывать, что там, где денег больше, дети будут умнее и способнее, потому что стол у них богаче, — невежество и глупость, избавиться от которых не поможет даже рыночная сме­тана.,

Мировоззрение — дело серьезное. Ошибочное миро­воззрение может искалечить жизнь и самому человеку, и многим, попавшим в его орбиту: смотря как сложится жизнь, смотря на каком посту он окажется, смотря в ка­кие коллизии попадет.

Купеческая психология автора письма тоже очевид­на. Чего стоит уровень доходов как гарант ума и способ­ностей! Все стоит денег, все можно купить за деньги — вот как это читается. Да еще с напором, с текстовым надрывом, мало свойственным юному возрасту.

12

Мы ничего не сказали об окружающих, о фоне, о классе, о его комсомольской организации, о «табуне» мальчиков, которым, судя по письму, нравится умеющая себя подать Алиса, о девочках, выбравших Алису (с ее-то культурным уровнем!) в куль торги. Пусть сами они посмотрят новыми глазами на происходящее, пусть узна­ют, что думает о них их «авторитет». Без их помощи такой сорняк в классе не расцвел бы. Они тоже вино­ваты.

Перечитала еще раз ее письмо.

Грамматика хромает. Будь я Алисиным учителем, многое подчеркнула бы красным карандашом. Стилисти­ка не лучше.

Мелочи? Несомненно. Но не для того, кто претенду­ет на роль самого умного и самого культурного, высшие интересы которого недоступны-де «серым мышкам».

...А с билетами в хорошие театры действительно туго. Поэтому, как любой дефицит, и они развивают чванство у духовно бедного обладателя.

Письмо в редакцию написал неинтеллигентный чело­век. Лично для меня этим все сказано.

^ РЕЗОНАНС. ЛЮДИ И МАНЕКЕНЫ

За что читатели всем сколом набросились на бедного ребенка — Алису? Она из обеспеченной семьи. Если много денег, почему нельзя одеть ребенка, тем более единственного, с шиком, модно и дорого?

У меня родители тоже много зарабатывают. У нас «Волга», трехкомнатная кооперативная квартира, сад, дача. В конце августа я вышла замуж. Его родители подарили нам «Жигули», мои — квартиру с гарниту­ром. Муж у меня в этом году кончит институт, мне еще учиться три года. Мы увлекаемся современной музыкой, имеем дорогую японскую аппаратуру, у меня в 19 лет на пальцах три золотых перстня, один с бриллиантом четырехзначной стоимости. Повторяю, все это заработано и куплено на свои деньги.

Что же касается наших друзей, то они тоже относят­ся к той категории, что и мы. У них такие же родители. И если кто-то говорит нам, что мы держим себя на вы­соте, то только те, кто нам завидует. Еще бы! Не у всех есть то, что имеем мы. В наше время, чтобы хорошо

13

жить, надо иметь деньги. Есть деньги — есть успех, сла­ва, связи.

Заранее уверена в том, что «правильные» читатели поднимут крик: «Избалованные, испорченные, дикие...»

Нет, это неверно. Будь мы такими, не учились бы все в вузах, многие из наших друзей не защитили бы дис­сертации. Я понимаю Алису, нечего винить ее. Правиль­но, девочка, пользуйся всем, что у тебя есть. Если ты имеешь джинсы, модные вещи, импортную обувь — ты на коне. Ты независима, горда, неприступна, интересна для мальчиков (думаю, ты выбираешь их по себе?), даже не обладая умом и привлекательной мордашкой. Успех тебе обеспечен. По себе знаю: муж красавчик, с сунду­ками добра, родители пробивные, могут что угодно до­стать, устроить, друзья — лапоньки, умницы, с маши­нами, подруги — милашки, с золотом и тряпками.

Казань

* * *

У нас есть дочь. После окончания школы с аттестатом 4,5 балла она пошла на завод. Окончила курсы кранов­щиц, работает на заводе и учится в вечернем ВТУЗе. Добивается всего сама, живет в общежитии в другом го­роде. Это нелегко. Но мы гордимся ею, ее самостоятель­ностью. И нам оскорбительно, что ничего не значащая без своих родителей Алиса будет считать и ее «серой мышью».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Р книгах и в жизни icon«Мой край задумчивый и нежный» (новые книги о крае) Информационно-библиографическое издание
Вашему вниманию предлагается третий выпуск информационно-библиографического издания «Мой край задумчивый и нежный» о новых краеведческих...
Р книгах и в жизни iconНикогда
В своих предыдущих книгах «Думай как миллиардер», «Искус­ ство заключать сделки» и многих других, разошедшихся по миру мно­ гомиллионными...
Р книгах и в жизни iconА. Тыугу Чувство жизни, радость жизни и смысл жизни
Сегодня мы будем говорить о трех понятиях: о чувстве жизни, о радости жизни и о смысле жизни. Все три включают слово "жизнь", но...
Р книгах и в жизни iconАндрей Белый Начало века Воспоминания в 3-х книгах

Р книгах и в жизни iconАндрей Белый Между двух революций Воспоминания в 3-х книгах

Р книгах и в жизни iconВидеоролик «Письменность и книга на Руси» рассказывает о истории...
...
Р книгах и в жизни icon5 мифов о 7 книгах
Статья, переведенная недавно моим другом elenhil. Подлежит свободному копированию и распространению желающими
Р книгах и в жизни icon«Знаешь ли ты свой город?»
В каком веке впервые в писцовых книгах Московского уезда упоминается Фрязино как поселение
Р книгах и в жизни iconМ. Н. Павлов   тайноеучениедревност и
Эти науки должны были открыть мне доступ не к цели  жизни, а к средствам для жизни, или вернее целью жизни стано- вилось получение...
Р книгах и в жизни iconО книгах и знаниях, переданных Учителями 24
Незримые энергии молитв. Энергетическая защита детей с помощью молитв. Базис нового миропонимания 50
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница