Предисловие зачем студенту технического вуза следует изучать этику?




НазваниеПредисловие зачем студенту технического вуза следует изучать этику?
страница1/28
Дата публикации21.02.2013
Размер4.31 Mb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


ПРЕДИСЛОВИЕ

Зачем студенту технического вуза следует изучать этику?
...Моральное воспитание человека должно начинаться

не с исправления нравов, а с преобразования

образа мыслей и утверждения характера... И. Кант1
Автор предлагаемого учебного пособия преследовал в своей работе цель помочь студентам технического университета в освоении гуманитарного кур­са «Этика и нормы морали», изучение которого предусмотрено в технических университетах в соответствии с новой учебно-образовательной программой. Изучение этого курса должно способствовать интеллекту­ально - нравственному самоопределению личности будущих специалистов и формировать у них стремление к достойной, нравственно осмыслен­ной жизни, ибо только «нравственность в наших поступках придаёт кра­соту и достоинство нашей жизни» (А.Эйнштейн).

Сфера нравственности - это сфера свободы духа, а также долга и ответственности личности. Человек не только разумное существо, но и существо, обладающее свободной волей. Осуществляя свои поступки, он, как правило, сам делает выбор, ориенти­рующий его действия на достижение личного благополучия. Но социаль­ная жизнь устроена так, что личное благополучие отдельного человека может быть достигнуто только благодаря совместной деятельности с дру­гими людьми, а потому соблюдение принципа коллективности является определяющим условием его жизненного успеха. Игнорируя в рамках совместной деятельности интересы других людей, человек не только деформирует себя как личность, но и разрушает то сообщество людей, вместе с которыми он решает свои проблемы. И. Кант писал, что человек в своей деятельности всегда должен быть ориентирован на другого человека и в его лице на всё человечество. Он утверждал, что жизнеспособность общества определяется тем, в какой мере поступок каждого отдельного человека может служить законом для всех других, а потому он должен поступать так, как он хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к нему самому. Обусловленность поведения человека соблюдением этого нравственного закона в значительной степени определяет его социальный статус и те возможности, которые предоставляются ему обществом для развития зало­женных в нем природой сущностных сил, позволяющих ему реализовать себя в социальной прак­тике.

Современный образованный человек – это, прежде всего, человек, сумевший развить свои сущностные силы и способности и сформировать свой творческий потенциал как личности и специалиста, умеющего твор­чески работать в социально значимых сферах общественного производ­ства. Этот потенциал воплощает присущие человеку способности и возможности, позволяющие ему самостоятельно, опираясь на свои знания, опыт и интуи­цию, ставить и решать актуализировавшиеся в сфере его социальной деятельности теоретические и практические задачи, решение которых оптимизирует эту деятельность и повышает ее качество. Творческая ориентированность личности делает современного специалиста профессионалом высокого класса, способного успешно работать в условиях инновационного производства, которое яв­ляется фундаментом современной рыночной экономики.

Однако этот высокий уровень интеллектуально-творческого разви­тия личности может быть достигнут только при наличии собственной установки индивида, определяющей его активную роль в процессе социализации, образования и воспитания, дополняемых самообразованием и самовоспитанием, осуществляемых им на основе полученных знаний и своего собственного жизненного опыта. Причём значимость собственных усилий индивида в этом процессе зависит, прежде всего, от правильного понимания им своей собственной жизни. Основу это­го понимания составляет его интеллектуально-нравственное самоопределение как личности, формируемое в значительной степени благодаря осознанию существующих уже более двух с половиной тысячелетий механизмов морального регулирования. Сущность морального регулирования состоит в том, что общество предоставляет самому человеку определён­ную свободу выбора в осуществлении соответствующей его интересам ли­нии поведения, но при этом ответственность за выбран­ный и реализованный им на практике вариант поведения переносит на него самого. Эта ответственность состоит в том, чтобы результаты его деятельности соответствовали всеобщему интересу, с которым его личный интерес должен гармонизироваться. В религиоз­но-идеалистической философии воплощением всеобщего интереса выступает идея блага, носителем которой является Бог-Творец, или Верховный Разум. В диалектико-материалистической философии общий интерес диктуется осознанием исторической необходимости в обе­спечении согласованности действий людей в рам­ках социального целого, что является объективным условием исторической жизнеспособности общества.

Проблема нравственного долга и ответственности личности резко возрастает в условиях высокотехнологизированного производства инновационной экономики, функционирование которой в решающей степени определяет «человеческий капитал». Этот «человеческий капитал» составляют преимущественно специалисты высших научных и инженерно-технических специальностей, осуществляющих технико-технологические исследования, технические инновации, а также социально-производственное управление технологическими процессами в сфере производства. Сложность осуществляемой ими деятельности требует от будущего специалиста, чтобы уже на первых курсах он со всей определённостью ответил себе на следующие вопросы:

1. Кто он? - То есть какие у него способности и возможности для формирования себя как профессионала высокого класса, способного достойным образом реализоваться в избранной спе­циальности.

2. Кем он видит себя в перспективе? - То есть каков его социально-нравственный и профессиональный идеал, достижение которого является его жизненной целью.

3. ^ Каковы пути и средства, являющиеся для него необходимыми и обязательными в достижении поставленной цели.

Изучение курса «Этика и нормы морали» должно помочь молодому человеку, обучающемуся в техническом университете, осознать самоценность себя как личности и свою ответственность как за свою судьбу, так и за судьбу своих близких и своей страны. Изучение этого курса должно помочь студентам:

♦ осмыслить свой собственный жизненный опыт через призму общечеловеческой морали, что позволит им углубить свое понимание смысла жизни и ее ценностей, поскольку это необходимо для самостоятельного формирования ими собственных нравственных убеждений;

♦ сформировать правильную самооценку своих способностей, возможностей, ценностных установок и ориентаций, что позволит им успешно освоить учебно-образовательную программу по избранной специальности и в перспективе успешно работать в сложных условиях инновационно ориентированной рыночной эконо­мики;

♦ расширить диапазон своих представлений о закономерностях и нра­вственных механизмах межличностного общения, что необходимо для бо­лее полной самореализации и самоутверждения себя как личности в усло­виях коллективной деятельности как во время обучения в вузе, так и на производстве в качестве специалиста, осуществляющего организационно-управленческие функции.

Настоящее учебное пособие написано на основе курса лекций, читаемых автором по данному предмету в Уфимском государственном нефтяном техническом университете. В пособии исследуются следующие проблемы:

♦ Сущность этики как философского учения о морали и о моральных механизмах регулирования по­ведения человека, объект и предмет этики, её функции, структура, а также тенденции её исторического развития: этика гуманистическая и этика авторитарная.

♦ Теоретико-методологическое обоснование проблемы происхождения и сущности морали, а также механизмов её функционирования и эволюции в системе социума.

♦ Значение высших моральных ценностей в жизни человека и в развитии духовной культуры общества, способствующих становлению человека как социально зрелой и нравственно ответственной личности, обеспечивающей устойчивое развитие социума.
^ ГЛАВА 1. ЭТИКА – ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МОРАЛИ.

ЕЁ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ,

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА
Сделать нравственность живой силой и

помочь ясно осознать её значение –

главная задача образования.

А. Эйнштейн1
1.1. Происхождение терминов «этика», «мораль», «нравственность»
Термин «этика» этимологически восходит к древнегреческому слову ethos, которое означало местопребывание, совместное жилище. В этом смыс­ле слово «этос» употребляется древнегреческим поэтом Гомером в его произведении «Илиада». Совместная жизнь людей приводила к формированию оп­ределённых правил поведения, обычаев, традиций, которые, регулируя их действия и поступки, обеспечивали жизнеспособность созданных ими сообществ. В свою очередь, соблюдение этих обычаев и традиций накладывало отпечаток на самих людей, формировало их характер, черты которого проявлялись в их поведении.

Одновременно в раннегреческой философии термин ethos обозначал стабильный признак и устойчивый характер природных явлений. Так, античный философ Эмпедокл (V в. до н.э.) в своей натурфилософии пишет о четырёх при­родных стихиях - огне, воздухе, воде и земле, которые имеют статус первоэлементов и сочетание которых в определённых пропорциях опреде­ляет этос (характер) природных вещей. Его современник – античный философ Гераклит /V1-Vвв. до н.э./ писал об этосе (характере) человека, душа которого, обща­ясь с всеобщим Логосом – мировым огнем, определяющим всеобщий закон природы, растит свой собственный Логос, проявлением которого и выступает характер человека. Таким образом, в понятии «этос» отражено важное наблюде­ние того, что обычаи, традиции, а также характеры людей складываются в процессе их совместной жизни, а также то, что их определяют, во-первых, природные воз­можности и склонности людей, и, во-вторых, в подчиненность их деятельности определенному порядку при­родного мира - упорядоченного космоса. Объединяет человека и природу Логос – всеобщий закон природы, упорядочивающий не только природный, но и социальный мир. Человек приобщается к Логосу через свою душу, которая пробуждает сознание человека и формирует его ха­рактер, определяющий его поведение.

Позже другой древнегреческий философ и учёный - энциклопедист Аристотель (IV в. до н.э.), используя слово «этос» в значении харак­тер, образовал прилагательное ethicos - этический, которым он обоз­начил добродетели, вытекающие из характера человека - мужество, уме­ренность, щедрость и другие. Для обозначения добродетелей, сформи­рованных у человека в процессе обучения и подтверждённых жизнен­ным опытом, например, - мудрость, рассудительность, сообразительность, Аристотель употреблял термин «дианоэтические». Эти добродетели включали две стороны характера человека - природную и социальную. Позже он создал слово ethika, которое употребил для обозначения тех своих произведений, в которых речь идёт о человеке и его добродете­лях. Этике Аристотель посвятил три трактата, главный из которых – «Этика Никомаха», предназначавшийся для его сына. Так возник и за­крепился в античной культуре Древней Греции термин «этика», который положил начало формированию философского учения о человеке, его ха­рактере и поведении, в котором проявляются черты этого характера.

Термин «мораль» был сконструирован в условиях римской культуры. Аналогом слова ethos в латинском языке является слово тоres (лат. тоres – нравы), которое переводится как традиции, обычай, а также характер, поведение. От слова тores Цицерон (I в. до н.э.) - древнеримский философ, который более из­вестен как знаменитый оратор и политический деятель, так же как и Ари­стотель образовал слово moralis, т.е. моральный - относящийся к ха­рактеру. Позже уже в IV в. н. э. появляется термин moralitasмораль. Следовательно, по своему происхождению тер­мины «этика» и «мораль» совпадают. Оба они были сконструированы для обозначения одной и той же стороны социальной жизни, связанной с характером человека и его поведением. Но в процессе развития евро­пейской культуры термин «этика» продолжал сохранять своё первоначаль­ное значение как учение о человеке и его добродетелях, а термин «мораль» стал употребляться для обозначения тех сторон социальной жизни, где эти добродетели проявляются. Соответственно, термин «мораль» употреблялся для обозначения норм и принципов поведения людей, ориентирующих их в рамках совместной деятельности на следование общему интересу.

Термин «нравственность» был сконструирован в русском языке. Здесь исходное слово «нрав» – характер. Основанием характера чело­века выступают генетически обусловленные и развившиеся в процессе его жизни определённые свойства его психики: страсти, желания, стремления, воля и другие. Проявляясь в поведении человека, они делают его нравственным, или без­нравственным. Уровень нравственности человека определяется тем, в какой мере разум гос­подствует над его желаниями и страстями, ориентируя его поведение на гармонизацию в условиях различных видов социальной практики общественных и индивидуально-личностных интересов. Оптимальное соотношение этих интересов позволяет индивиду реализовать себя в условиях коллективной деятельности как социально значимую личность, поскольку это обеспечивает гармонизацию различных видов деятельности, что является условием стабильности общества и его процветания.

^ 1.2. Объект и предмет исследования этики
Как философское учение, исследующее закономерности взаимосвязи человека с другими людьми, а также обществом и природным миром в целом, этика ориентирована на выявление ценност­ных ориентаций и установок людей, определяющих их поступки. Соответственно, объектом исследования этики является нравственная жизнь общества, которая определяется моральным выбором индивидов, включенных в эту жизнь. Человеческая жизнь, такая сложная и противоречивая, тем не менее, складывается из отдельных поступков, совершая которые, свободный и осознающий свои интересы человек делает выбор, определяющий направленность его поведения. Моральный выбор – это правильный выбор, поскольку он расширяет диапазон возможностей человека. Но выбор может быть неправильным (аморальным). Тогда диапазон возможностей человека сужается, поскольку ограничивается его участие в коллективной деятельности людей. Ситуация морального выбора возникает тогда, когда актуализируются и проявляют себя противоречия между личными интересами индивида, совершающего поступок, и имеющимися в его распоряжении возможностями, не позволяющими в полной мере эти интересы удовлетворить. Данные противоречия определяют, с одной стороны, материальные и духовные условия жизнедеятельности индивида, объективно сложившиеся в момент осуществления им поступка, а с другой стороны, его субъективность – ценностные ориентации и установки, определяющие мотивацию его поступков. Мотивация – это сложное системное образование, которое определяет выбор индивидом определенного типа поведения в зависимости от силы воздействия мотивов (потребностей, интересов, желаний, целей), а также стимулов и ожидаемых результатов. Соответственно, в системе мотивации можно выделить следующие аспекты:

^ 1) утилитарный – свидетельствующий о том, к каким практическим результатам может привести данный поступок;

2) технологический – определяющий возможности, приобретаемые индивидом, благодаря предметно-преобразовательной стороне поступка;

^ 3) гедонистический – определяющий удовольствие, полученное благодаря осуществлению поступка (греч. hedone – наслаждение);

4) нравственный – раскрывающий значимость поступка в соответствии с пользой или вредом, которые данный поступок приносит обществу, а также тем, в какой мере он позволяет индивиду развивать, или не развивать собственные социально-ценные качества (трудолюбие, ответственность, чувство долга, милосердие и др.).

Современный американский философ и психоаналитик Эрих Фромм (1900-1980 гг.) пишет: «Если мы знаем движущие силы мотивации поведения, мы не только понимаем сиюминутное поведение, но можем также обоснованно предположить как, скорее всего, будет действовать человек в изменившихся обстоятельствах»1. Мы можем проследить на конкретном примере, как проявляется мотивация поведения человека в ситуации конкретного выбора, определяющего его действия. Молодой человек, ориентированный на успех в обществе, стремится получить высшее образование. Известно, что для поступления в ВУЗ он должен иметь определенные стартовые возможности, которые определяются:

Во-первых, объективными условиями его жизнедеятельности. К ним следует отнести:

1) материальные условия, которые ему обеспечивают семья, предприятие, оплачивающее его обучение (контракт), государство, формирующее и финансирующее систему высшего образования;

2) духовные условия – интеллектуальный капитал абитуриента, воплощенный в знаниях, благодаря наличию которых он может сдать вступительные экзамены и пройти по конкурсу, что и является исходным условием для получения высшего образования.

И, во-вторых, субъективные условия – глубоко осознанную мотивацию своих действий, базирующуюся на понимании ценности высшего образования в современном обществе для достижения жизненного успеха.

Но его знаний может оказаться недостаточно и молодой человек не выдерживает экзамены, или не проходит по конкурсу. Тогда и он, и его близкие предпринимают различные усилия:

1) нравственные, позволяющие ему много и упорно работать, подготовиться и все же сдать вступительные экзамены и стать студентом;

2) безнравственные (бесчестные) – деньги, протекция и т.д., использование которых игнорирует принцип состязательности, позволяющий при равных условиях выявить на конкурсной основе наиболее достойных претендентов на ограниченное количество мест в данном вузе.

^ Таким образом, объектом этического исследования выступают:

1) реально существующие нравы, определяющие поведение людей;

2) сам социальный индивид, включенный в систему социальных связей и отношений и обладающий некоторым уровнем морального сознания, определяющего его моральный выбор и поведение.

Изучая нравственную жизнь общества как сферу, в которой прояв­ляются характеры людей, их жизненные стремления и ценностные ориен­тации, этика выделяет в ней стороны, обеспечивающие стабильность об­щества и его упорядоченность, создающие условия для полноценной и достойной жизни, как для каждого отдельного человека, так и для общества в це­лом. Эти стабилизирующие социальную жизнь духовные факторы аккумули­руются в этических идеях: о Добре и Зле, о Благе, о должном и спра­ведливом, о назначении человека и смысле его жизни, а также в соци­ально значимых нравственных идеалах, принципах и нормах поведения людей. Эти идеи определяются в своей со­вокупности как мораль, представляющую собой учение о должном поведении и достойной чело­века жизни. Следовательно, в самом общем плане предметом этики является поле морального выбора человека, изучение арсенала тех средств, с помощью которых этот выбор совершается. Таким образом, этика является философским учением о морали, она объясняет мораль и учит морали. Но как показывает жизнь, успехи этического просвещения и воспитания более чем скромные. Люди достаточно часто пренебре­гают общественными интересами, если их собственные интересы приходят в противоречие с ними. Или решают свои проблемы за чужой счёт, если пре­доставляется такая возможность.

^ В чём же причины подобных расхождений теории и практики?

Э. Фромм, глубоко исследовавший в целом ряде своих трудов – «Бегство от свободы», «Человек для самого себя», «Иметь или быть», «Революция надежды» и других психологические аспекты этики, показал, что этика сможет решить стоящую перед ней задачу: научить человека искусству достойно жить, если она сможет объяснить ему его собственную сущность и тем самым сможет высвободить и дать продуктивное направление и применение дремлющим в нём сущностным силам. Э. Фромм, опираясь на ранние философские труды К. Маркса и прежде всего его «Экономическо-философские рукописи 1844 г.», определяет родовой харак­тер людей как «свободную сознательную деятельность», благодаря ко­торой человек связан с этим миром и утверждает себя в нём. Именно благода­ря осуществляемой им социальной деятельности, раскрывается его собственная человеческая сущность как человеческая субъективность - мир его страстей, стремлений и ценностных ориентаций. Поэтому ценностные ориентации человека, являющиеся ориентирами его деятельности, не могут быть привнесены в его сознание извне и не могут быть навязаны чуждой его жизненным интересам идеологией. Они формируются условиями его жизни, естественно прорастая из богатейшего мира его собственной человеческой субъективности.

^ Человеческая субъектив­ность - это те стороны сознания человека, которые ориентируют его на самостоятельное решение стоящих перед ним задач. Она охватывает духовность человека: понимание им свободы и возможностей её исполь­зования, мотивацию поведения в соответствии с его желаниями и стремлениями, и как итог - нравственный выбор, который он делает для себя, выби­рая свой образ жизни, характер своей деятельности и, соответственно, - свою судьбу. Эриха Фромма, как социального психолога, особенно восхищает обоснование К. Марксом динамизма человеческой природы, кото­рая выражается в том, что человек, стремясь удовлетворить свои потребности, развивает свои сущностные силы и раскрывает свои способнос­ти, преобразуя окружающий мир, а не используя его только как средство для удовлетворения своих физиологических потребностей.

Жизненные силы и способности, присущие человеку как родовому существу, а также энергия, заложенная в каждой способности (мыслить, действовать со знанием дела, общаться с себе подобными, а также самостоятельно строить свою судьбу), нуждаются в социально-практическом выражении, которое с наибольшей полнотой проявляется в условиях свободной, творчески-созидательной деятельности, когда «человек знает как производить в соответствии с надлежащими мерками объекта... И он творит по законам красоты» (К. Маркс). Таким образом, сама жизнь предстаёт для человека как трудное и сложное ис­кусство, ибо его собственная жизнедеятельность, т.е. процесс развёр­тывания и реализации его сущностных сил и потенций становится сферой его творческих усилий, где он одновременно выступает как «художник и модель, скульптор и мрамор, врач и пациент» (Э. Фромм).

^ Каким же образом этика решает эти задачи? Каким образом она формирует мораль, ориентирующую человека на должное поведение? Решение этих задач определило функции этики и, соответственно, её структуру.
^ 1.3. Функции этики и её структура
Применительно к своему предмету этика выполняет функции трояко­го рода и структурно подразделяется на три раздела.

1.3.1. История нравов и социология морали. Этот раздел этики включает этические исследования по сбору, сис­тематизации и научному описанию фактов нравственной жизни. В рамках этого раздела этики осуществляется описание качественных границ нравственности в единой системе человеческой деятельности и выделя­ется собственно нравственный аспект, который пронизывает все много­образные стороны человеческого сознания и поведения. Сущность нрав­ственного аспекта состоит в возможности нравственной оценки поступ­ка, т.е. рассмотрения его через призму соотношения Добра и Зла как этических категорий, фиксирующих соотношение и взаимосвязь нравствен­ного и безнравственного в социальной жизни. В традиционной этике этот раздел определяется как дескриптивная этика (лат.descriptio описание). Дескриптивная этика занимается конкретно-социологическим и историческим анализом морали того или иного обще­ства. Она изучает практикуемые в обществе обычаи, нравы, традиции, пытаясь объяснить их происхождение, сущность и механизмы осуществля­емой ими моральной регуляции. Обычаи, нравы, традиции определяют ментальность этноса, которая проявляется в его менталитете и менталитете принадлежащих к нему индивидов. Ментальность – это духовный склад представителей определенного этноса, определяющий его духовную культуру, а также опосредованно воздействующий на все виды его социально-практической деятельности. Например, российский менталитет, раскрывающий особенности национального характера россиян

1.3.2. Теоретико-методологический раздел этики. Этические исследования этого раздела посвящаются разработке философско-социологического обоснования сущности морали, раскры­вают истоки её происхождения, специфику, роль в обществе. Обосновы­вают возможные пути и принципы исследования морали с позиций исто­рически сложившихся философских направлений.

Абсолютизация при оценке социальных явлений материальных, или духовных сторон бытия определяет специфику и ориентированность этических учений в понимании и утверждении добра и зла, должного и справедливого в социальной жизни. Так, абсолютизация этикой роли материальных сторон бытия определяет формирование натуралистических (лат. natura – природа) этических учений (гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм), а также социологических концепций морали (этика марксизма).

Абсолютизация роли духовной стороны социальной жизни определило формирование в рамках объективного идеализма религиозных этических концепций, например, буддизм, евангельская христианская доктрина, этическая концепция человека и общества Платона, а также морально-этическая концепция Г.В.Ф. Гегеля. В рамках субъек­тивного идеализма сформировались этические учения Сократа, И. Канта, английских и французских материалистов Нового времени.

1.3.3. Нормативный раздел этики. Чтобы выстроить аргументированную и стройную концепцию правильного поведения человека, этика должна сначала обосновать то, почему такое поведение является правильным, и лишь потом призывать к соблю­дению соответствующих норм. Необходимость решения этой задачи определило выделение в процессе исторического развития этики ее нормативного раздела, в котором обосновывается историческая необхо­димость соблюдения людьми определённых нравственных норм. Этика выступает здесь в качестве ценностно-ориентирующего фактора и берёт на себя функции самой морали. В структуре этого раздела сформировались:

Аксиология (гpеч. ахiа - ценность, logos – учение) - теория, рассматривающая философско-этические аспекты социальных ценностей. Проблемы проявлений Добра и Зла в жизни людей, справедливого и несправедливого ставились ещё в древности, однако аксиология как самостоятельная философско-этическая теория сложилась только во второй половине XIX столетия, определив, в свою очередь, формирование соответствующего раздела социальной философии.

Деонтология (rpеч. deon - должное, logos – учение) - раздел этики, в котором рассматриваются проблемы Долга и вообще должного, всего того, что выражает требования морали в форме предписа­ния. Применительно к человеку эти требования должного формируют его обязан­ности перед обществом. В обобщённой форме требования должного поведения распространяются на всех людей и формулируются как моральные нормы и заповеди. Пример: Десять заповедей (Декалог) в Священном Писании – Библии. Проблема взаимосвязи Добра и Долга является системоорганизующей в этической теории, и она исследу­ется на всех этапах развития этики. Необходимость правильного приме­нения моральных норм в крайне противоречивых условиях нравствен­ной жизни привело к формированию прикладной этики.

^ Прикладная этика, как пишет А.А.Гусейнов – это не просто приложение результатов теоретической этики к практике. Скорее она яв­ляется особой стадией развития и морали, и этики, знаменуя собой одно­временно новую, более глубокую форму их синтеза. В рамках приклад­ной этики теоретический анализ, общественный дискурс и непосредст­венное принятие морально ответственного решения сливаются воедино, становятся содержанием реальной, соответствующим образом организован­ной общественной практики. Прикладная этика исследует «открытые мо­ральные проблемы», т.е. такие, по поводу моральной квалификации кото­рых ни среди специа­листов, ни среди широкой публики нет единства мнений. Это - смертная казнь, эвтаназия, аборты, трансплантация органов, эгоизм рыночной конкуренции и другие. Эти проблемы являются открытыми в том смысле, что открытым (нере­шённым) остаётся вопрос о нравственно достойных способах их практи­ческого решения1.

Таким образом, этика описывает мораль, объясняет мораль и учит морали. Таковы её исходные социальные функции, и в соответствии с этими функциями в ней можно выделить выше перечисленные разделы.
^ 1.4. Этика гуманистическая и авторитарная
В зависимости от целей и задач морального регулирования, а так­же использования адекватных им методов и средств исполнения этого регулирования, в этике можно выделить две тенденции её исторического развития: этику гуманистическую и этику авторитарную. Содержание этих тенденций определяется признанием, либо игнорированием значимости интересов каждого отдельного человека в осуществляемом при помощи морали регулировании общественной жизни. Глубо­кий анализ сущности и содержания этих двух тенденций исторического развития этики дан в работе Эриха Фромма «Человек для самого себя».

^ Гуманистическую этику Э. Фромм рассматривает как прикладную науку «искусства жить», основанную на теоретической «науке о человеке». Чтобы понять, в чём состоит искусство жить, нужно понять природу человека и его характер, которые, в свою очередь, определяют цель и смысл человеческой жизни. Если считать, что родовую природу человека сос­тавляет свободная сознательная деятельность, то задача этики состоит в том, чтобы научить его возможно более полному раскрытию в процессе этой деятельности своих природных сил и способностей. Реализация этих сил должна осуществляться в соответствии с законами чело­веческой природы и законами того природного и социального мира, в котором человек, утверждая себя, преобразует и себя, и мир по зако­нам красоты и гармонии. Э. Фромм считает, что человек как разумное существо способен само­стоятельно различать добро и зло, а также давать этические оценки столь же правильно, как и все прочие оценки, совершаемые разумом.

Принципиальная позиция гуманистической этики заключается в том, что она рассматривает человека в его телесно-духовной целостности, полагая, что цель человека - быть самим собой, а условие достижения этой цели - быть человеком для себя. Поэтому высшие ценности гумани­стической этики ориентированы на утверждение истинно человеческого «Я» в человеке на основе актуализации его природных способностей. Соответственно, Э.Фромм формулирует основные положения гуманистической этики, соблюдение которых в совокупности и позволяют человеку: а) актуализировать свои природные способности и б) утвердить себя в обществе как социально значимую личность. Основные положения гуманистической этики:

1. Добро - это утверждение жизни, раскрытие человеческих сил, что позволяет человеку наиболее полно выразить себя в процессе сво­ей жизни.

2. Добродетель - это ответственность человека по отношению к своему собственному существованию.

3. Зло- это то, что является помехой развитию социально значи­мых человеческих способностей.

4. Порок - это безответственность человека по отношению к само­му себе.

5. Долг человека - стать самим собой, развить свои способности до зрелого состояния, сформировать себя как личность.

И в этой сложной работе, целью которой является формирование своей личности, человек должен опираться, прежде всего, на самого себя, на свои глубокие теоретические знания о природе человека и его возможнос­тях, а также выработать у себя практические умения и навыки, позволяющие ему модели­ровать себя как личность в соответствии с заданными им самим пара­метрами. Гуманистическая этика антропоцентрична в том смысле, что все ценностные суждения человека она усматривает в особенностях его существования. С позиций гуманистической этики высшей ценностью является сама человеческая жизнь, в которой человек должен достой­ным образом себя выразить. Но сделать это он может только во взаимо­связи с окружающим его природным и социальным миром, другими людьми, вне общения с которыми его собственная жизнь теряет смысл. Связы­вает же человека с окружающим его миром – любовь. «Любовь не выс­шая сила, нисходящая на человека, и не возложенный на него долг: это его собственная сила, благодаря которой он роднится с миром и делает мир по-настоящему своим». (Э. Фромм)

Противоположностью гуманистической этике является этика авторитарная. Если в гуманистической этике человек сам и творец, и исполнитель нравственных норм, ибо он сам их формирует в соответствии со своей человеческой сущностью и осознанно их выполняет, то в автори­тарной этике необходимость соблюдения нравственных норм навязывает­ся человеку извне. Здесь внешний авторитет определяет, в чём бла­го человека, и он же устанавливает законы и нормы поведения. Термин «авторитет» (нем. Autorität – власть, влияние) служит для обозначения: 1) общепризнанного значения, влияния; 2) того, кто пользуется общим признанием, влиянием. Употребляя термин «авторитет» для обозначения осуществляющей властные функции персоны, различают власть авторитета и авторитет власти. Власть авторитета базируется на носителе властных функций, если он имеет необходимые для осуществления властных функций знания и навыки. Такой авторитет заслуживает уважение и может быть определен как рациональный. Э. Фромм применяет термин «рациональный авторитет» для обозначения человека, включенного в систему моральных отношений и выступающего при осуществлении моральной оценки авторитетом для других людей. И в то же время такой человек открыт для критики со стороны других людей, в том числе и тех, которые его авторитет признают. Второй тип авторитета – иррациональный. Его источником всегда служат, с одной стороны, власть над теми людьми, кого принуждают выпол­нять социально-этические нормы и принципы, отвечающие интересам власть предержащих, но не всегда отвечающие их собственным интересам. А с другой стороны, - страх тех, кого принуждают. Таким образом, иррациональный авторитет основан на насилии, принуждении и страхе.

Авторитарная этика базируется на иррациональном авторитете, ко­торый характерен для тоталитарных и антидемократических режимов. Од­нако, авторитаризм в осуществлении морального регулирования может иметь место в любом обществе, в том числе и демократическом, если на каком-либо из уровней его организации, например, в семье или тру­довом коллективе третируют интересы личности, или используют её воз­можности для решения проблем тех персон, которые держат рычаги упра­вления в своих руках, а потому присваивают себе право решать от име­ни коллектива, что есть нравственно и что - безнравственно.

Проблема формирования личности и её ценностных ориентаций во все эпохи занимала важное место в духовной культуре каждого народа. Но особенно она обостряется в те исторические моменты, когда обще­ство переживает кризис, и нужны новые идеи и новые люди, способные взять на себя ответственность и за себя, и за будущее своей страны.

И в этом плане идеи гуманистической этики, разработанные Э. Фроммом в его трактате «Человек дня самого себя. Введение в психологию этики», могут помочь студентам, изучающим гуманитарный курс «Эти­ка и нормы морали», понять, как писал Э. Фромм, что «цель человека - быть самим собой, а условие достижения этой цели - быть человеком для себя». И можно согласиться с этим проницательным учёным и глубо­ким психологом, что наша основная моральная проблема заключается в нашем безразличном отношении к самим себе, что не позволяет нам осо­знать свою ответственность как за себя и свою судьбу, так и за судь­бу той страны, в которой нам довелось родиться и жить - за судьбу России.

ВЫВОДЫ:

1. Этимология термина этика ориентирует человека на понимание того, что предметом ее исследования является практическое поведение людей, а также выявление и обоснование норм и принципов поведения, обеспечивающих людям достойную жизнь и стабильность общества. Для обозначения совокупности норм и принципов, ориентирующих людей в рамках совместной деятельности на следование общим интересам (что необходимо для обеспечения стабильности общества) употребляется понятие мораль. Соответственно, этика является философским учением о морали, которое объясняет мораль и учит морали.

2. В этике выделяют три уровня исследования:

♦ уровень эмпирического исследования нравов; этот раздел определяется как дескриптивная (описательная) этика, изучающая происхождение и сущность нравов, обычаев, традиций и механизмы, осуществляемой ими социальной регуляции;

♦ теоретико-методологический уровень этических исследований; в этом разделе обосновываются возможные пути и принципы исследования морали; выстраиваются теоретически и логически обоснованные моральные системы;

♦ нормативный уровень, на котором этика выступает в качестве ценностно-ориентирующего фактора и берет на себя функции самой морали.

3. В этике выделяют две тенденции её исторического развития:

♦ этика гуманистическая (антропоцентрическая по своей сути), поскольку она исследует механизмы морального регулирования с позиции самого человека как субъекта моральных отношений и нравственной деятельности, призванного на основе собственных усилий развить свои сущностные силы и стать морально ответственным человеком;

♦ этика авторитарная, которая базируется на иррациональном авторитете, присущем тоталитарным и антидемократическим режимам. Каждый из этих типов морального регулирования исторически и социально обусловлен, понимание чего позволяет правильно их оценивать и должным образом использовать в социальной практике.
Вопросы и задания:

1. Что определяет содержание терминов: этика, мораль, нравственность? В чём состоит их различие?

2. В чём состоит нравственная мотивация поступка?

3. Что такое «человеческая субъективность» и какое значение она име­ет в осуществлении человеком нравственного выбора?

4. Какую роль играет этика в формировании и развитии нравственной жизни общества?

5. В чём сущность гуманистической этики? Какие последствия для чело­века имеет его безразличное отношение к самому себе?

6. Что такое авторитет и какие формы авторитета существуют? Роль рационального и иррационального авторитетов в системе морального регулирования.
Список литературы:

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: учебник. - М.: Гардарика. -1998.- С. 9 - 40.

2. Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк. – М., 1974. - C. 14 -63; С. 330 -374.

3. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика: История и теория. Эстетика: Особенности художественных эпох и направлений. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 13-16.

4. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // К. Маркс, Ф.Энгельс. Собр. соч. – 2-е изд. - Т. 42. - С.86 -99.

5. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. - М., 1990. - 605 с.

6. Словарь по этике. - М., 1983. - 445 с. - Понятия: «Этика», «Аксиология», «Деонтология», «Дескриптивная этика».

7. Фромм Э. Человек для самого себя. Введение в психологию этики. // Психоанализ и этика. / Э. Фромм. – М.: Республика, 1993. - С. 22-33. (См. приложение к главе 1 учебного пособия).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Похожие:

Предисловие зачем студенту технического вуза следует изучать этику? iconПроектная деятельность как способ определения профессиональной направленности
«Я плохо понимаю, зачем мне изучать эти синусы, косинусы, логарифмы? Я уверенна, что мне это в жизни совершенно не понадобится!»...
Предисловие зачем студенту технического вуза следует изучать этику? iconДмитрий емец мефодий буслаев. Свиток желаний
О, друг, зачем заботиться о тайнах существования? Зачем мучить тело и душу трудными размышлениями? Живи счастливо, проводи время...
Предисловие зачем студенту технического вуза следует изучать этику? iconДипломный проект (работа)
Техническое задание оформляется в двух экземплярах и сдается студентом на выпускающую кафедру для утверждения. После утверждения...
Предисловие зачем студенту технического вуза следует изучать этику? iconЗачем играют дети?
А что же делаем мы? Прячем папины газеты, потому что они еще не прочитаны, но уже разорваны, заматываем ручки ящиков веревками, вырываем...
Предисловие зачем студенту технического вуза следует изучать этику? iconУточнение технического задания
В технической части документации об аукционе №09-А/2010 (16-06-2009) по позиции №34, 35, 37 следует читать
Предисловие зачем студенту технического вуза следует изучать этику? iconЧто такое процент?
Начать следует с краткого изложения содержания элективного курса, обратив внимание на то, что учащимся предстоит изучать проценты...
Предисловие зачем студенту технического вуза следует изучать этику? iconВечный ученик (предисловие)
Нет! Мое мнение таково: автор должен знать, что и для чего он делает. Если есть своеобычная фраза, — будь добр, объясни (хотя бы...
Предисловие зачем студенту технического вуза следует изучать этику? iconРешение логических задач на уроках математики
При этом математика имеет огромные возможности для реализации этой цели. Ломоносов говорил: "Математику уже, зачем учить следует,...
Предисловие зачем студенту технического вуза следует изучать этику? iconЕсли читатель считает себя инвестором и ему есть что терять (заработанные...
Проект подтверждён действующим макетом и обвешан положительными заключениями экспертов, как бездомная собака блохами. Риска в реализации...
Предисловие зачем студенту технического вуза следует изучать этику? iconМетодические указания к изучению Патрологии на II курсе Московской...
Изучение каждого св отца Церкви составляется из обязательных разделов: жития, творений и богословия. Житие следует изучать лишь в...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница