II. Таможенный Союз. Еэп. Новости




НазваниеII. Таможенный Союз. Еэп. Новости
страница1/9
Дата публикации21.02.2013
Размер0.88 Mb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Россия и ВТО. Мнения экспертов.



    • Все только начинается 3-5




    • Первые последствия ВТО: России припомнили все запреты. 6-7




    • Россия в ВТО: плюсы почувствуем через 10 лет, а минусы –

уже сейчас. 7-8


    • Россия вступила в ВТО: теперь пора подумать, нужно

ли было это делать? 8-11


    • ВТО: торговля в пользу России 11-12




    • Лучший месяц после ВТО 12-14




    • Экономисты отчитались о первых результатах

членства России в ВТО 14


    • Россия готова к позитивной конкуренции 14-16




    • Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО)

по-прежнему вызывает у предпринимателей бурные дискуссии 16-20


    • ВТО выгодно тем, кто хочет развиваться 20-23




    • Все давно убежали вперед 24-26




    • Минкомсвязи: вступление в ВТО вызовет депрессию в IT-отрасли 26-28




    • Какие изменения требуются строительной сфере, чтобы успешно работать в условиях ВТО 28-30




    • Казахстанские эксперты уверены, что членство России в ВТО благоприятно скажется и на нашей республике 30-32


II .Таможенный Союз. ЕЭП. Новости. ^ 32-54


III. Источники информации. 55

Россия и ВТО. Мнения экспертов.

Все только начинается


Евгений Примаков - о проблемах участия России в ВТО


Вступление России в ВТО - событие первостепенной важности и широкое обсуждение в обществе этого события вполне закономерно. В этой связи возникает ряд вопросов. Первый: была ли реальная альтернатива вступлению России в ВТО? Дело в том, что ее как раз нет. Перевод нашей экономики на рыночные рельсы обусловил ее открытие. Экономика России стала частью мировой экономики. Возращение к изоляционизму невозможно.

Страны мира, в том числе и Россия, показывают рост внешней торговли, обгоняющий рост ВВП. Эта общая тенденция не может быть развернутой вспять. Следовательно, Россия не может абстрагироваться от существования или игнорировать Всемирную торговую организацию, через страны-члены которой проходит около 95 процентов мировой торговли и которая диктует правила поведения на мировых рынках.

Второй вопрос: можно ли было подождать со вступлением в ВТО, отнести его на более поздний срок? Напомню, что переговоры о вступлении России в эту организацию шли 18 лет, и шаг за шагом удалось снять сопротивление со стороны целого ряда стран, занимавших негативную, а подчас и враждебную позицию в отношении нашей страны. В условиях консенсусного приема в ВТО, т.е. необходимого для этого согласия всех членов организации, а их до вступления России было 155, пришлось маневрировать, проводить долгие и серьезные переговоры, осуществлять политические демарши. Когда этот путь уже пройден, можно ли было искусственно затормозить вступление России в ВТО, а это предполагало бы необходимость начинать всю политическую кампанию сначала? Конечно, нельзя идти на такие издержки и риски.

Третий вопрос: многого ли Россия добилась во время восемнадцатилетнего переговорного марафона о вступлении в ВТО? Сравним некоторые первоначальные требования, предъявленные России, с той схемой, на которую согласились наши партнеры по переговорам. Первоначально России предлагали обеспечить доступ иностранных компаний к добыче природных ресурсов, к транспортировке нефти и газа по трубопроводам. В конечном итоге была достигнута договоренность, что регулирование доступа к ресурсам и их освоению будет и далее определяться российским правительством и законодательной властью. В начале переговорного процесса от России требовали полного открытия рынков банковских и страховых услуг. По итогам переговоров Россия добилась установления квоты на участие иностранного капитала в банковской и страховой системах страны. Ряд членов ВТО настаивали на обнулении импортных пошлин на ввоз самолетов, автомобилей. Россия взяла обязательства не на обнуление, а на снижение пошлин, но в течение семи лет. Следует добавить, что обязательства Российской Федерации в области сельского хозяйства значительно лучше стандартных, принимаемых другими странами, присоединяющимися к ВТО.

Известно также, что Россия входит в десятку наиболее дискриминируемых государств, в отношении которых применяются защитные меры в целях ограничения доступа экспортируемых ими товаров. В отношении российских товаров действовало почти 100 различных ограничений. Ратификация Россией соглашений по ВТО означает автоматическую отмену некоторых ограничительных мер по российскому экспорту. В этом списке - сталь, алкогольная продукция, спутниковые услуги, страхование. На следующем этапе будут сняты еще 92 ограничительные меры.

Четвертый вопрос: не сократятся ли возможности экономического роста России, и особенно развития внешней торговли, после вступления в ВТО с учетом того, что уровень производства не позволяет нам свободно конкурировать с иностранными производителями? Приведу конкретный пример Китая, который уже 11 лет состоит членом ВТО. После 2001 года, когда Китай был принят в эту организацию, его ВВП вырос в 4 с лишним раза, внешняя торговля - в 7 раз, объем прямых иностранных инвестиций - в два с лишним раза. После вступления в ВТО из Китая за рубеж пошли большие объемы инвестиций. За 11 лет присутствия Китая в ВТО страна превратилась в одну из самых мощных экономик мира. По объему внешней торговли Китай вышел на второе место в мире. В то же время следует отметить, что за годы членства в ВТО внесены поправки в более чем 3000 китайских законов и нормативных актов, а средний уровень таможенных тарифов снизился с 15,3 до 9,8 процента.

Следующий вопрос: запрещает ли ВТО протекционизм для стран, вступивших в эту организацию? Практика показывает, что речь идет не о запрете протекционизма как такового, а об ограничении его методов и адаптации этих методов к правилам ВТО. Конечно, будет все это делать труднее: потребуется приложить для этого больше ума.

Все это так. Однако нельзя пройти мимо того, что присоединение к ВТО способствует увеличению импорта и углублению конкуренции на отечественном рынке. Некоторые наши производители будут поначалу в нелегком положении. Для отдельных предприятий и отраслей ситуация может оказаться достаточно сложной. В тяжелом положении могут оказаться и некоторые регионы, где пострадают системообразующие для города или области предприятия.

Все это требует от предпринимателей необходимости приспосабливаться к новым условиям. Для нашего бизнеса сужается возможность лоббирования в органах власти решений по усилению различных форм государственной поддержки - это факт. Но в таких условиях наш бизнес должен сделать упор на рост производительности труда, снижение издержек, повышение конкурентоспособности товаров и услуг. Как показывает российская практика, в настоящее время это происходит в минимальных размерах.

Вместе с тем без продуманной, целеустремленной государственной промышленной и аграрной политики, с учетом норм ВТО, не обойтись. Необходимо прежде всего провести исследование, как в полной мере использовать выделенный при нашем вступлении в ВТО срок для адаптации, а также научиться маневрировать, уже находясь в ВТО, как это делают многие страны - участницы этой организации. Нужно прямо сказать, что успех адаптации российской экономики к принятым правилам ВТО, масштабы и эффективность маневрирования в рамках этих правил для защиты отечественного производителя непосредственно зависят от государственных финансовых возможностей. Еще контрастнее, чем раньше, обозначаются две проблемы: следует ли, как считают многие в правительстве, рассматривать в качестве первостепенной задачи безотложное покрытие дефицита бюджета, и какую часть тех значительных средств, которые Россия получает от экспорта нефти, нужно направлять в иностранные ценные бумаги. Конечно, необходимо в конце концов сделать бюджет профицитным, но разве не ясно, что многие страны успешно развиваются с куда более дефицитным бюджетом, чем наш? Естественно, следует быть готовыми к возможной второй волне кризиса, но разве не понятно, что солидная часть средств, получаемых от экспорта нефти, могла бы быть направлена не в Резервный фонд, а в расходную часть федерального бюджета? По словам министра финансов, за три года - 2013, 2014 и 2015 - минфин намерен отчислять в Резервный фонд все доходы, получаемые при цене нефти выше 91 доллара США за баррель. В сумме эти доходы составят 1 триллион 753 миллиарда рублей.

Представляете, если бы солидная часть этих средств была бы использована на государственные инвестиции. Минфин считает, что Резервный фонд должен составлять 7 процентов ВВП. Минэкономразвития предлагает другую цифру - 5 процентов ВВП. Хотелось бы вообще получить не гадание на кофейной гуще, а обоснование необходимости той суммы, которая должна быть накоплена "на всякий случай". Раньше решение этих проблем замыкалось на необходимости еще большего увеличения финансирования здравоохранения, образования, науки, увеличении пенсий, вложений государства в развитие социальной сферы и безопасности. Теперь к этому прибавляется и тот факт, что после вступления в ВТО наступает новый период для нашей экономики.

Ожидаемое после присоединения к ВТО усиление конкуренции нужно использовать для ускорения структурной перестройки российской экономики. Особое внимание необходимо уделить поддержке моногородов, которые могут быть наиболее уязвимыми. Кстати, такая поддержка предусматривается правилами ВТО в отношении депрессивных регионов.

В целом наше вступление в ВТО - это не окончание, а начало процесса.

* Статья написана на основе выступления академика Евгения Примакова на заседании "Меркурий-клуба" 11 октября 2012 года.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

II. Таможенный Союз. Еэп. Новости iconIii. Таможенный Союз. Еэп. Новости
«Таможенный Союз, Единое Экономическое пространство: мифы и действительность» 28-33
II. Таможенный Союз. Еэп. Новости icon3. Новости Таможенного союза 40-46
Таможенный союз и еэп обеспечат углубление интеграции и прорыв к инновационной экономике
II. Таможенный Союз. Еэп. Новости iconIii. Таможенный Союз. Еэп. Новости
Состоялось очередное заседание Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества 33
II. Таможенный Союз. Еэп. Новости iconII. Таможенный Союз. Еэп. Новости
Какие изменения требуются строительной сфере, чтобы успешно работать в условиях вто 31-33
II. Таможенный Союз. Еэп. Новости iconТаджикистан 41-47 III. Таможенный Союз. Еэп. Новости
Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2013-2017 годы
II. Таможенный Союз. Еэп. Новости iconIii. Новости. Таможенный Союз и еэп
Краткие итоги социально-экономического развития стран Центральной Азии за январь-март 2012г
II. Таможенный Союз. Еэп. Новости iconАлександр Лукашенко. III. Таможенный Союз. Новости
Повышение таможенных пошлин на границе с Казахстаном не связано с вступлением Кыргызстана в Таможенный союз 42-43
II. Таможенный Союз. Еэп. Новости iconIii. Таможенный Союз. Еэп. Новости
Более легко она протекает в сферах рыночного (особенно товарного) обращения, менее поддается интегрированию непосредственно производственная...
II. Таможенный Союз. Еэп. Новости icon4. Мнение экспертов 22-29 >II. Таможенный Союз. Новости Как Таможенный...
Россия, Белоруссия и Казахстан больше года жестко отстаивают интересы своего бизнеса, которому скоро
II. Таможенный Союз. Еэп. Новости icon40-42 III. Таможенный Союз. Еэп. Новости
Экономическая интеграция предполагает такое объединение финансовых ресурсов, производственного потенциала, природных факторов, человеческого...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница