Тема урока: Прошедшее время глагола. Формы глаголов, не совпадающие с формами их украинских аналогов Речевая тема: народные традиции и обычаи. Зимние святки




Скачать 76.49 Kb.
НазваниеТема урока: Прошедшее время глагола. Формы глаголов, не совпадающие с формами их украинских аналогов Речевая тема: народные традиции и обычаи. Зимние святки
Дата публикации26.01.2014
Размер76.49 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Астрономия > Урок
7 класс

Раздел: Морфология. Глагол.

Тема урока: Прошедшее время глагола. Формы глаголов, не совпадающие с формами их украинских аналогов

Речевая тема: народные традиции и обычаи. Зимние святки.

Тип урока: комбинированный

Методическое обеспечение: опорная схема «Прошедшее время глагола», карточки «Ангелочки», «Святочные мешки», иллюстративный материал, дидактические карточки, оценочные карточки – «звёздочки».

У каждого ученика на столе рабочая папка с материалами к уроку.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповые: в паре, в творческой группе

Цели:

  • актуализация знаний учащихся по темам: «Глагол как чаcть речи», «Времена глагола»;

  • познакомить с образованием прошедшего времени глагола;

  • формировать умение различать совершенный и несовершенный вид глагола, образовывать прошедшее время глагола; совершенствовать орфографические навыки;

  • воспитывать интерес к изучению традиций и обычаев носителей изучаемого языка – русского народа;

  • Развивать орфоэпическую зоркость;

  • Стимулировать активную учебно-познавательную деятельность каждого учащегося через активные и интерактивные приёмы работы;

  • Поддерживать атмосферу состязательности и инициативы на уроке через коллективные формы работы;

  • Создать условия и предоставить возможности для предметной творческой деятельности, принятия оригинальных решений в группах посредством работы с текстом, иллюстративным материалом;

^ Ход урока

І. Организационно-мотивирующий этап. Вызов интереса.

1. « Ангелочки исполнения желаний»

Учитель: Сегодня мы поговорим о зимних святках – любимых праздниках всех славян, которые продолжаются 12 дней. Это было одно из важных праздничных событий января, время веселых и окрыляющих забот и забав, наполненных торжественным духовным смыслом. В это время каждый получает возможность обновиться заново вместе с рождением Божьего Сына и наступлением Нового года, а вместе с тем приоткрыть завесу, скрывающую от человека его будущее. И хотя православная церковь издавна порицала бытовую ворожбу и различные способы гадания, три дня в году считались едва ли не обязательными для определения своей судьбы. А одним из символов святок считают ангелов. Поэтому сегодня у вас на партах маленький ангелочек, который поможет исполниться вашим пожеланиям на сегодняшний урок.

Учащиеся записывают на «Ангелочках» пожелания, озвучивают их.

Ну что же, как говорится, на помощь надейся, да сам не плошай, приступим к реализации ваших желаний.

2. ^ Распределительный диктант «Святочный мешок»

Зимние святки очень любят дети. Они обходят все дворы, распевая колядки. А хозяева готовят угощения, щедро благодарят за поздрвления и пожелания сладостями, пряниками, орехами. Дети носят мешки, куда собирают разную вкуснятину.

Перед вами два «Святочных мешка», но не обычных, а на знание орфограммы «Правописание –тся, -ться». Ваше задание наполнить их «сладостями» - глаголами.

Учащиеся вытягивают карточку с глаголом, определяют его правописание и отправляют в соответствующий мешок.

Заполнят..ся, наряжает..ся, ожидает..ся, интересоват..ся, образоват..ся, всматривает..ся, сопровождает..ся, соединят..ся, применяет..ся, использоват..ся, встретит..ся.

ІІ. Актулизация знаний

  1. Логическая цепочка (работа в парах)

Составить логическую цепочку «Глагол как часть речи»

  1. Индивидуальные задания

«Поймай ошибку»

Несов. вид Сов. вид

говорили научилась

пить позабыла

встанет наряжается

закипит набелит

делает румянит

пьет сядет

сгонит развлечёт

ІІІ. . ^ Изучение нового материала.

  1. Слово учителя

Прошедшее время глагола. Формы глаголов, не совпадающие с формами их украинских аналогов.

  1. ^ Лингвистический эксперимент

Сравните!

По-русски По-украински

хотел, хотела, хотели хотів, але хотіла, хотіли

брал, брала, брали брав, але брала, брали

^ Учащиеся самостоятельно делают выводы о способах образования глаголов прошедшего времени в русском и украинском языках.

  1. Опережающее задание

Учащийся-консультант представляет информационное сообщение: «Ознакомление с рядом глаголов, которые образуют форму прошедшего времени в мужском роде без суффикса –л.», проводит «Диктант по примеру»:

Расти – рос, росла, росли.
Нести - …..
Трясти - ….
Запереть - ….

  1. Составление опорной схемы «Прошедшее время глагола»

Когда происходит действие? до момента речи о нём

На какие вопросы отвечает? что делал? что сделал?

Какой вид и какие формы имеет? Совершенный\ несовершенный

Как изменяется? по числам, родам (в единственном числе)

Примеры заболел, заболела, заболело, заболели

Закалялся, закалялась, закалялось, закалялись

Перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в основе инфинитива: видел - видеть, закалялся — закаляться.

Для памяти! Ряд глаголов образует форму прошедшего времени без суффикса -л-.: нести, везти, сберечь, течь, стричь, жечь.

ІУ. Закрепление изученного материала

  1. Работа с текстом «Зимние святки»

    1. Словарная работа

^ Слова для семантизации:

Шестиконечная звезда – звезда, которая, по библейским сказаниям, воссияла над Вифлиемом, сообщая о рождении Христа.

Адресат – тот, кому адресовано, направлено что-либо.

Наивный – простодушный, обнаруживающий неопытность

Слова «Святки», «колядки», «наблюдные» объяснены в самом тексте.

    1. Чтение текста

Так уж повелось на Руси, что время от Рождества до Крещения заполняли святки. Начинались они с колядования - прославления песнями рождающегося Солнца, нового года, Рождества. Песни назывались колядками (от латинского

слова «календы» - первый день месяца).

Юноши и девушки наряжались в костюмы: кто изображал козла, кто медведя, а кто и саму Коляду. Их так и называли «ряженые». Всё это: песни, музыка, пляски, шествия ряженых, хороводы, звон бубенчиков - выглядело как веселая игра. Впереди несли шестиконечную звезду. Распевая колядки, шумная ватага ходила от дома к дому и желала хозяевам жизненных благ: приплода скота в хлеву, урожая в поле, счастья и деток в семье. Песен было много, они имели точный адресат: их пели хозяину, хозяйке, парню-жениху, девушке-невесте и всей семье (всему двору).

В каждом доме ожидали этого веселья. Хозяева готовили угощенье, щедро благодарили за поздравления и пожелания. На блюде, в решете или просто в мешке выносили орехи, пряники, конфеты, прочие сладости и деньги.

Девушкам святки были особенно интересны. В эти вечера они гадали о своих суженых, о своей судьбе. Гадания были разнообразными: выливали топленый воск и по образовавшимся фигуркам судили о будущем, кормили сосчитанным зерном курицу или петуха и определяли, в паре ли будут в наступившем году, бросали башмачок за ворота в надежде, что его поднимет молодой человек, в темной комнате долго всматривались в зеркало.

Соединение мифологии, язычества, христианства, а главное - искрометное веселье и пожелание добра, счастья, процветания каждому дому, каждому человеку, наивные попытки предвидеть будущее - всё это несут людям зимние святки с их колядками и гаданиями.
Вопросы по тексту:

  1. В какое время бывают на Руси святки?

  2. Что такое колядки и о чем они?

  3. Как выглядели «ряженые» и как их встречали хозяева?

  4. Какие святочные гадания известны вам?

  5. Почему святки так привлекательны для народа?

Ответы на 1-3,5 вопросы дети найдут в тексте. Ответ на 4 вопрос может строиться на тексте или же с привлечением затекстной информации, личного опыта, ранее приобретенных знаний.


    1. Практическая работа: выпишите из текста глаголы прошедшего времени, определите число, род глаголов, укажите суффикс прошедшего времени.

  1. «Антидиктант»

Списать текст, исправить орфографические ошибки. Поставить глаголы в прошедшем времени.

После калядок маладёж собералась в тёплой избе. Пьют чай из бальшых самоваров. Самовару на дамашнем стале отводят самое почотное место. Подают чай с сахаром, пастилой, малаком, медом. К чаю вынимали из мешков наколядованные различные лакомства. Хазяйка дома потчивала гостей вкусными пирогами, кренделями.

  1. Творческое задание (работа в группах)

Составить диалог, в котором поделиться впечатлениями о проведённых зимних святках, используя глаголы прошедшего времени.

4. «Орфоэпическая шкатулка»

4.1 В некоторых глагольных формах женского рода ударение падает на окончание, в отличие от форм мужского рода и множественного числа, где ударение падает на первый слог корня, сравните: спал — спала; начал — начала.

^ Учащиеся делают запись в «Шкатулке знаний»

4.2 «Диктант – эстафета»

Запишите от данных глаголов все грамматические формы прошедшего времени и поставьте ударение. Объясните особенности ударений.

Каждый учащийся выполняет задание на доске, принимая эстафетную палочку (шестиконечная звезда з лентами)

Брать, дать, взять, начать, быть, отнять, обнять, нанять, поднять, занять, жить, лить, вести.

Убрать, отдать, раздать, передать, задать, передаться, побыть, пробыть, пережить, прожить, перелить, привести.

У^ . Подведение итогов

Беседа с учащимися, определение микротем урока и ключевых слов к ним.

УІ. Рефлексия

Учитель: В начале урока вы записали свои пожелания на крыльях ангелочка. Чьи пожелания исполнились? А чьи нет? Как вы думаете почему? А закончить урок я хочу притчей:

Высоко на небе жил Ангелочек. Каждое утро он вставал с пушистого облака и кружился по небу, радуясь утреннему солнышку.Это был самый беззаботный Ангел на свете. По утрам он умывался водой из туч и нежился в теплых солнечных лучиках. За спиной его были огромные пушистые крылья и в полете он напоминал птицу...

Ангел был еще совсем юный и жутко любопытный. Он хотел узнать все на свете. Однажды, кружась высоко над землей, он впервые увидел людей. Он был, почти такой же, как и они - лишь немного чище и светлее, да и за спиной у него были крылья и он умел летать.

И обратися он к взрослому Ангелу:

  • Я очень хочу помочь людям, хочу, чтобы они имели крылья и были счаливы - могли летать.

Ответил ему Ангел:

  • Ты ещё маленький и поэтому не увидел: мы давно дали им крылья. И хотя они не такие, как у нас, они позволяю им достичь любих вершин. Правда, к сожалению, не все ими пользуются .

  • А что же это за крылья? - сросил Ангелочек.

  • Это знания!

УІІ. Оценивание

Учитель оценивает деятельность школьников на уроке

УІІІ. Домашнее задание: стр.78, в учебнике,

опорная схема, выписать из притчи, которая записана на карточках – ангел очках, глаголы прошедшего времени, сделать их морфологический разбор

Похожие:

Тема урока: Прошедшее время глагола. Формы глаголов, не совпадающие с формами их украинских аналогов Речевая тема: народные традиции и обычаи. Зимние святки iconТема урока: Прошедшее время глаголов первой группы. Класс
...
Тема урока: Прошедшее время глагола. Формы глаголов, не совпадающие с формами их украинских аналогов Речевая тема: народные традиции и обычаи. Зимние святки iconУрок (с применением тсо) На тему: «Путешествие по океану Глаголов»
Цель урока: ознакомить детей с изменением глаголов по временам и с особенностью каждой временной формы глагола
Тема урока: Прошедшее время глагола. Формы глаголов, не совпадающие с формами их украинских аналогов Речевая тема: народные традиции и обычаи. Зимние святки iconУрок. Лекция беседа. Тема урока: «Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №63
Тема урока: Прошедшее время глагола. Формы глаголов, не совпадающие с формами их украинских аналогов Речевая тема: народные традиции и обычаи. Зимние святки iconМетодическая разработка урока по английскому языку на тему «В стране...
Практиковать учащихся в употреблении глаголов to be, can в Past Simple и сопутствующих определений
Тема урока: Прошедшее время глагола. Формы глаголов, не совпадающие с формами их украинских аналогов Речевая тема: народные традиции и обычаи. Зимние святки iconТема: Настоящее и прошедшее время глагола
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения...
Тема урока: Прошедшее время глагола. Формы глаголов, не совпадающие с формами их украинских аналогов Речевая тема: народные традиции и обычаи. Зимние святки iconТема : Односоставные предложения. Обобщение по теме
Умолчание» местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности» служит…»
Тема урока: Прошедшее время глагола. Формы глаголов, не совпадающие с формами их украинских аналогов Речевая тема: народные традиции и обычаи. Зимние святки iconТема: «Неопределенная форма глагола»
...
Тема урока: Прошедшее время глагола. Формы глаголов, не совпадающие с формами их украинских аналогов Речевая тема: народные традиции и обычаи. Зимние святки iconТема занятия: «Масленица» Цели
Масленица- один из самых любимых в народе праздников. На переломе от зимы к весне на Руси исстари на Масленицу как бы повторяли зимние...
Тема урока: Прошедшее время глагола. Формы глаголов, не совпадающие с формами их украинских аналогов Речевая тема: народные традиции и обычаи. Зимние святки iconМетодическая разработка урока кубановедения во 2 классе Тема: «Традиции, обычаи и быт казаков»
...
Тема урока: Прошедшее время глагола. Формы глаголов, не совпадающие с формами их украинских аналогов Речевая тема: народные традиции и обычаи. Зимние святки iconКонспект урока по теме «Особые формы глагола. Понятие о деепричастии»
Тип урока: комбинированный. (Обобщение и систематизация по теме «Причастие». Новая тема. Понятие о деепричастии)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница