Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей с нарушением зрения




Скачать 145.42 Kb.
НазваниеРоль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей с нарушением зрения
Дата публикации13.08.2013
Размер145.42 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Астрономия > Документы

http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2012-10/1350501999_foto_9.jpg

Консультация для родителей

Подготовила:

к.пед.н., учитель-логопед

ГБОУ начальная школа – детский сад № 1889 компенсирующего вида

ЗАО г. Москвы Дорошенко О.В.



Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи

детей с нарушением зрения
«Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель.

«Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант.

Ж. Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…».

Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слуховой и зрительный анализатор, артикуляционный аппарат ребенка достигли определенного уровня развития, а также имеется благоприятная речевая среда и у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками и взрослыми.

Дети со зрительной патологией характеризуются недостаточной развитостью зрительно-моторных координаций, слабостью мышц пальцев рук, что является одной из причин часто встречающейся у современных детей задержку речевого развития.

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое воздействие на развитие речи, т.к. в процессе пальчиковой гимнастики активизируются отделы головного мозга (ЦНС – центральная нервная система), что провоцирует речевое развитие (см. Схема 1).

Схема 1

Взаимосвязь развития мелкой моторики и речи


УСКОРЕННОЕ

^ РАЗВИТИЕ РЕЧИ





СТИМУЛИРОВАНИЕ

ЦНС

РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ

Как известно, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во ІІ веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и др.) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце (см. Таблица 1).

Таблица 1

^ Рефлекторная связь пальцев рук с внутренними органами человека

Палец руки

Внутренний орган

большой

головной мозг

указательный

желудок

средний

кишечник

безымянный

печень, почки

мизинец

сердце


В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шариками улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывается перекатывание между ладонями 6-гранного карандаша.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее значение, оздоравливающее воздействия. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий. Двигательные функции стимулируют созревание центральной нервной системы, одним из проявления которого является ускорение развития речи ребенка (М.М. Кольцова, 1973). Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети…. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Это важно и при своевременном речевом развитии, особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.   Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Уже в первые месяцы младенец оживляется, кода видит мать или близкого ему человека, яркую игрушку, выражая свою радость движениями ручек и ножек, а также гулением («воркованием»).  В 3 – 4 месяца у малыша возникает потребность в общении со взрослым. Он ищет его взглядом, улыбается, произносит звуки. К 6-ти месячному возрасту, ребенок начинает произносить слоги – лепечет,  а к 10 месяцам — повторять не только отдельные слоги, но и простые слова из отдельных слогов.

Малышу необходимо давать вволю пощупать, потрогать, постучать, понюхать, посмотреть, попробовать на «вкус».

Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию, получаемую из окружающего мира.

В результате к году ребенок накопит пассивный словарь, — слова, которые он не может еще говорить сам, но понимает, когда их  произносят окружающие. Поэтому задача взрослых – как можно больше говорить, озвучивая и называя маленькому человеку предметы, которые находятся вокруг него, и происходящие действия.

Когда малыш накопит богатые впечатления и соответственно собственный словарь, тогда и придет долгожданный момент – ребенок «вдруг» заговорит сам. С этого счастливого дня речь станет для него полноценным средством общения.

Конечно же, потребуются разные игрушки, пособия, книжки.

Но и хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития малыша могут быть также игры с пальчиками.

^ Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

^ УПРАЖНЕНИЯ можно условно разделить на три группы:

I группа. Упражнения для кистей рук: развивают подражательную способность; учат напрягать и расслаблять мышцы; развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические: совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требую более точных движений.

^ III группа. Упражнения для пальцев динамические: развивают точную координацию движений; учат сгибать и разгибать пальцы рук; учат противопоставлять большой палец остальным.

Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие ПРАВИЛА:

  1. Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.

  2. Игровые задания должны постепенно усложняться.

  3. Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.

  4. Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.

  5. Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

^ Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными (см. Таблица 2).

Таблица 2

Формы работы по развитию мелкой моторики рук


ТРАДИЦИОННЫЕ:


НЕТРАДИЦИОННЫЕ:

самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание)


самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками

игры с пальчиками с речевым сопровождением

игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения

графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда

предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём

игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек

кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней

игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек»


^ Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы:

Упражнения для массажа (или самомассажа) рук: «Массаж подушечек пальцев рук», «Массаж фаланг пальцев», «Массаж прижимающий», «Упражнение с мячом-ёжиком», «Упражнение с прищепками», «Самомассаж горохом», «Горох и фасоль», «Колечки», «Гладь мои ладошки, ёж».

^ Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук: «Цепочки», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки», «Соединение одноимённых пальцев», «Пианист», «Пальчики кивают», «Горошки», «Упражнение с пробками», «Упражнение со счётными палочками», «Пальцеход», «Колодец».

^ Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки».

Упражнения с различными предметам (требуют каких-то предметов, которые почти всегда есть в обиходе): «Упражнение с мячом-ёжиком», «Упражнение с прищепками», «Упражнение с эспандерами», «Упражнение со стопором», «Упражнение с пробками», «Узловка», «Упражнение с чётками», «Упражнение с бусами», «Упражнение со счётными палочками», «Пальцеход», «Комканье платка», «Колодец», «Горох и фасоль», «Все узлы переберу», «Мне дала синичка хрупкое яичко», «Волшебные орешки», «Будь сильней моя рука» и др.

Гимнастика для пальцев: «Щелчки», «Потягивание за кончики пальцев».

^ Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением.

Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они  являются  очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

^ Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других — ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то, или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Пальчиковые игры для малышей необходимо предлагать от простого к сложному. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Всегда начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая – кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
^ Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики с ребенком
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

  1. Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

  2. Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

  3. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

  4. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

  5. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

  6. Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.

  7. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

  8. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.




Похожие:

Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей с нарушением зрения iconТема: «Роль пальчиковых игр и упражнений в развития речи дошкольников»
Познакомить родителей воспитанников со значением пальчиковой гимнастики в развитии детей
Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей с нарушением зрения iconПодготовка детей с системными нарушениями речи и нарушением зрения...
Цель логопедической работы в специальных коррекционных учреждениях: предупреждение и преодоление недостатков речи у детей со зрительной...
Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей с нарушением зрения iconИспользование возможностей «замещающего онтогенеза» в коррекции регуляторных...
Оздноослепших детей, детей с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушением опорно – двигательного аппарата, с задержкой психического развития...
Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей с нарушением зрения iconМдоу «Детский сад №106» компенсирующего вида для детей с нарушением зрения
«Бисероплетение в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в развитии мелкой моторики»
Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей с нарушением зрения iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Тема: Роль песочной игротерапии в развитии эмоциональной сферы детей с нарушением зрения
Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей с нарушением зрения iconКонспект нод в форме открытого занятия
Цель: формирование у родителей представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии, с использованием нетрадиционной техники...
Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей с нарушением зрения icon«Если ваш ребенок с нарушением зрения»
У них имеется значительная диспропорциональность в развитии психических функций, намечается отставание и неравномерность в развитии...
Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей с нарушением зрения iconКонспект досуга для детей второй младшей группы
Задачи: Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими...
Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей с нарушением зрения iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс
Ребёнок, не освоивший его во время, будет отставать в учёбе. Нашу группу посещают дети с нарушением речи. Именно у детей с расстройством...
Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей с нарушением зрения iconСюжетно – ролевая игра как средство формирования половой дифференциации...
В статье рассматривается важность вопроса формирования половой дифференциации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница