На конкурс «Мир, какой он есть». Дмитриева Дарья. Мир, какой он есть. О наших прожитых-не-зря и океане




НазваниеНа конкурс «Мир, какой он есть». Дмитриева Дарья. Мир, какой он есть. О наших прожитых-не-зря и океане
Дата публикации27.02.2013
Размер81.6 Kb.
ТипКонкурс
shkolnie.ru > Астрономия > Конкурс
На конкурс «Мир, какой он есть».

Дмитриева Дарья.

Мир, какой он есть.
О наших прожитых-не-зря и океане.

Я бы хотела сидеть на берегу океана на песчаном пляже, непременно песчаном, чтобы сжимая в кулаке песчинки, чувствовать как они, символы времени и бесконечности вечности, уносимые ветром, просыпаются под ноги крошками, идеально заточенными частицами, а океан разбивается солеными волнами о берег; это была бы середина октября, пляж был бы совершенно пустой, а тяжелое заасфальтированно-серое небо висело над бесконечно-идеальной гладью воды и сливалось с ней где-то на уровне горизонта, ветер запутывался бы в волосах, а я лишь сильнее закутывалась в пальто и думала бы о чем-нибудь вечном – ведь только океан с шумом его октябрьских волн, идеально-серое небо, разрезанное полосками пролетающих в нем самолетов, и песок, который просыпается из кулака, но при этом остается в раскрытой ладони предпологают к тому, чтобы думать о чем-нибудь философском, а что может быть более философким, нежели что-нибудь вечное, что-нибудь, не имеющее конца и края, и при этом такое маленькое, что в другой системе координат вполне бы сошло за одну-единственную молекулу, - о чем можно бесконечно рассуждать, как не о мире, мире не только в истинном понимании этого слова, не планеты, не шести с чем-то миллиардов нас-с-вами, таких же вот песчинок, на берегу океана вселенной, а о мире – вокруг и внутри нас, ведь каждый человек как отдельная планета, как говорил кто-то из великих.

И вот я бы, такая вот маленькая планета, рост 172, вес 55, цвет глаз серый, по краям уходящий в голубой, волосы цвета платиновый блондин, сидела бы на берегу океана, считала песчинки и время, и утопически рассуждала бы о жизни нас, обычных песчинок, одной шестимиллиардной доли чего-то большого и глобального – нас шесть-миллиардов-с-чем-то, и внутри каждого – по маленькому микро-миру, свой персональный рай и ад, своя персональная действительность, неизменное прошлое и великое, по крайней мере все мы на это надеемся, будущее – и все наши дни это не простое двадцатичетырехчасовое поглощение кислорода по двенадцать вдохо-выдохов в минуту, это прожитые не зря миллионы секунд, только вот, когда мы все, а это случится неизменно, вне зависимости от нашего предназначения и наших желаний, отправимся из настоящего в прошлое, не успев даже выпить свой утренний кофе, и, встретившись тет-а-тет с богом, мы вряд ли найдем нужные слова, чтобы описать те свои, прожитые не_зря. Лишь исчезнет еще один микро-мир.
^ Про эпоху Возрождения и пробирки.

Если принимать на веру то утверждение, что время линейно (хотя доказательств тому нет, ибо время не имеет ни начала, ни конца), давайте представим, что человечеству все же удалось создать машину, которая может им управлять, перенося людей из нашего двадцать первого века не только в прошлое, что, конечно, интересно, но уж слишком опасно – ведь любое, даже самое крошечное изменение в нашем прошлом неизменно повлечет к изменениям в настоящем, но и в будущее, что, безусловно, еще более опасно ввиду того, что, зная свое будущее, у человека пропадает мотивация жить настоящим. Представили? А теперь попробуем представить как же изменится мир, через, допустим сто лет? И если рассматривать мир не как развитие науки и техники, не как новые открытия в нанотехнологиях или в электронике, хотя это, несомненно, тоже важно, а лишь как человеческое, мировое сообщество, проще говоря смотря на него с социологической, а не научной точки зрения, много ли изменений заметим мы тогда? Как изменится жизнь? Будут ли люди поклоняться всемогущему «Благодетелю», строить Интеграл, носить номера вместо имен и жить в квартирах со стеклянными стенами в едином тоталитарном государстве, как предсказывал Евгений Замятин в романе-антиутопии «Мы», или, опираясь на массовую культуру и потребительское мышление, все книги будут подвергать сожжению, как в романе «451 градус по Фаренгейту» Рея Бредбери? Или жизнь останется такой же, претерпевая изменения в лишь в мелочах?

Ведь, если задуматься, мир сейчас такой же, каким он и был десятки и даже сотни лет назад. В эпоху Возрождения, в XII-XVI веках в Западной и Центральной Европе люди, несомненно, жили по-другому и совершали другие поступки, но так же чувствовали, так же любили и страдали, наверняка, так же искали вдохновения, сидя на берегу океана в полнейшем одиночестве, наедине с природой, люди так же верили в идею гуманизма, как верят в нее большинство и сейчас. В эту эпоху, эпоху Ренессанса люди впервые стали превращать искусство в профессиональную деятельность, чем продолжают заниматься и по сей день, мы так же совершенствуем его, доводя до идеала, как и тогда, а мир, в глобальном понимании этого слова, ничуть не изменился, и Земля движется по той же орбите вокруг Солнца, и Солнце все так же светит и не собирается взорваться или потухнуть, все так же, как было много веков назад.

И я не верю, не хочу верить, что через несколько столетий люди будут ходить в комбинезонах, есть пасту из тюбиков и размножаться в пробирках, а значит – и мир не изменится, и люди будут те же, только, может, будут дольше жить и заменят бензин на воду или электроэнергию.

И будет все так же сложно кому-то оформлять у себя в голове беспокойные и беспорядоченные мысли о том – какой же он, этот мир?
^ Про парадоксы и части целого.

Если говорить о мире, то прежде всего надо определить о каком смысле этого слова мы будем рассуждать, ведь их так много, а затем учиться этот самый мир расчленять на составляющие, разделять на части, изучая каждую в отдельности, а после – собирая все обрывки-описания вместе, пытаться соединить разные частицы мира снова в единую субстанцию, чтобы, наконец, понять всю его сущность.

Наш мир наполнен и состоит из парадоксов, если не сказать больше – что сам мир – это просто парадокс. Достаточно всего лишь открыть нужную страницу в интернете, или, в крайнем случае, учебник по логике, и на тебе, получай – начиная от вполне понятных, типа парадокса тотальной казни, в котором говорится о том, что если убийство в некоторых странах карается смертной казнью, то совершая ее государство (то есть все его жители) становятся убийцами и должны быть приговорены к смерти, и доходя уже до совершенно бессмысленных и абсурдных на первый взгляд, например, парадокса интересных чисел («Первое неинтересное число интересно само по себе этим фактом. Поэтому неинтересных чисел не существует»). Наш мир парадокс, ибо огромный для нас, людей его населяющих, во вселенной он так же мал, как песчинка на пляже. А что, если представить себе, что вселенная – это не предел, что существует еще множество похожих на нашу вселенных, которые в свою очередь являются лишь частью чего-то огромного, и так до бесконечности...

Мир ли наша планета, 6371 километров в радиусе, почти 6*1024 киллограммов в массе, 4,54 млрд лет в возрасте, или мир – для каждого человека свой, свое внутреннее «я», альтер-эго, и то, что находится в жизни этого человека – то, что находится и в его маленьком персональном мире – люди, с которыми пересекается его судьба, события, которые он создает, предметы, которыми себя окружает?


^ Представители внеземных цивилизаций и муравьи.

Вы читали книгу Бернарда Вербера «День муравья»? В ней он рассказывает о том, что был изобретен аппарат, позволяющий людям общаться с муравьями. Так вот, главный герой романа, муравей 103-й, желая узнать все о мире людей – чем те питаются, как и где живут, как размножаются и ухаживают за своими детенышами, пять дней подряд смотрел телевизор – фильмы, ток-шоу, рекламу – все подряд.

Давайте теперь немножко пофантазируем и представим себе, что мы вдруг стали счастливыми обладателями замечательно-необычного знакомого - представителя внеземной цивилизации. Это идея находится на границе между здравым смыслом (учитывая разговоры, которые ведутся среди умных людей об НЛО и жизни на Луне) и «здравствуй, маразм!», поэтому будем осторожны. Так вот, нашей задачей является всего лишь поведать нашему новому знакомому о том, где мы живем – его не интересуют квартиры, дома, улицы, да и к целым городам он относительно холоден – его интересуют вещи поглобальней – сколько нас всего, какой формы наша, как мы ее называем, планета, чем занимаются по всему миру люди и зачем мы разрушаем то, что сами и создаем? Вот, что мы и расскажем ему и есть то, что на самом деле представляет из себя наш мир.

Мы вспомним об истории, расскажем об Античности, культуре древних цивилизаций, затронем Средние Века и эпоху крестовых походов, вспомним о том же Ренессансе, пройдемся по эпохе Просвещения, упомянем про «Золотой» век русской культуры, процитируем Шекспира, Пушкина и Уайльда, не забудем о Нострадамусе и Архимеде, вскользь упомянем о войнах, акцентируя внимание на том, что добро всегда побеждает зло и сознательно забыв о больно режущей по сердцу правдой фразе Сталина, что «одна смерть это трагедия, тысяча смертей - это статистика». Конечно, мы не сможем не рассказать о четырех временах года, которые, каждое по-своему, но неизменно по-волшебному легко и так невероятно изменяют его до неузнаваемости – наш мир меняется за одну, первую в этом году, снежную ночь, и проснувшись однажды утром, нечаянно обнаруживаешь первый хрустящий кристально чистый снег, и глаза начинают слезиться от яркой игры солнечного света на нем; когда весна преображает одетые в зиму города, замерзшие и соскучившиеся по теплу и солнцу, и вдруг начинаешь просыпаться от пения птиц, а на деревьях появляются зеленые почки, а по тротуарам бегут ручейки талой воды и дети пускают кораблики – наш внеземной друг вряд ли поймет смысл этого занятия, да он и не будет вдаваться в подробности, потому что мы уже поведем речь о жарком лете, цветущих и пахнущих зеленью городах, теплом море и запахе загара на коже, а затем – об осени, окрашивающей листья деревьев в рыжий, красный и желтый; и если, посоветовавшись с синоптиками и учеными, новому знакомому можно будет объяснить, почему, например, осенью дожди идут чаще, чем летом, то как ему объяснить, почему осенью легче всего пишутся стихи, а люди постоянно ноят о каких-то депрессиях и апатиях, жалуются на нездоровый сон, едят шоколад и плачут над мелодраммами, как объяснить ему, почему именно осенью хочется гулять в одиночестве в парке, сидеть на лавочке у озера и кормить уток, или, в конце концов, почему мне с приходим октября всегда так хочется уехать к океану, чтобы сидеть на берегу и, пересыпая из ладони в ладонь песок, думать о вечном...

^ Про эмоции и крошку-мир.

И тут вдруг мы подошли к самому интересному, и самому простому выводу из всего вышесказанного, настолько очевидному, что за него даже немного обидно – не важно какого размера наш мир и какой смысл мы вкладываем в это слово, не важно – осень ли на дворе, или уже наступила снежная зима, и я уже сижу на широком подоконнике, пью горячий шоколад, наблюдая как детишки лепят снеговиков из пушистого липкого снега (наш инопланетный друг вряд ли бы понял смысл сего действа, хотя что он мне сдался, этот ничего не понимающий инопланетянин?), не важно в каких домах мы живем, не важно смотрим ли мы вечерами ток-шоу по телевизору или пишем письма на асфальте под окнами своих любимых, или сидим на кухне и слушаем рассказы внуков про их первые школьные деньки, или уезжаем в Амстердам, в Майми, на Фиджи, или сидим в офисе, доделывая квартальный отчет, или читаем Чака Паланика, восхищаясь его неповторимым слогом – не важно, не важно где и с кем мы проводим время, не важно даже есть ли у нашей вселенной аналог и микро-миры наших душ – наш мир не был бы миром, тем, каким мы видим его сейчас, тем, каким он был в Средние века или во времена Древнего Рима, без наших чувств, эмоций, переживаний и вдохновения. Без таких маленьких человеческих слабостей как собирание разноцветных листьев ранней осенью, желание укутаться в плед длинным и холодным зимним вечером или просто созерцание красоты гармонии окружающей нас природы, именно без всего того, что запрограмированный на получение и сбор информации мозг пришельца с другой планеты так и не смог понять и объяснить – без всего этого, хоть маленький, хоть огромный, разделенный на кусочки, разбившийся на молекулы, хоть микро-, хоть макро-, порой жестокий и потрескавшийся облаками на небе, хоть относительный и оттого парадоксальный, мир - не мир, а просто одна из девяти планет в Солнечной системе, ни больше, ни меньше.
На берегу океана вечереет, но со стороны воды, неустанно оттачивающей до идеальной гладкости песок, дует теплый ветер, ловко подхватывает песчинки с моей руки и уносит подальше от шума океанских волн, мир, всю жизнь казавшийся мне таким огромным и необъятным, как если бы увеличить этот океан раз в пятьдесят, вдруг уменьшается до размеров последней мокрой песчинки, оставшейся в раскрытой ладони вопреки легкому морскому бризу, и я вдруг понимаю, что мир – он именно такой, для каждого человека он видится по-своему, по-разному, стоит лишь спросить об этом нескольких людей, и вдруг начинаешь это понимать. Крошка-мир, сосредоточенный в одной-единственной песчинке, точно такой же, как и наш, огромный и необъятный, только в миллионы раз меньше, в нем, может быть, тоже создаются цивилизации, а потом в мгновения рушатся, когда я выпускаю ее из рук. И вдруг приходит осознание, что каким бы ни был наш мир сейчас, каким бы его ни считали люди, какие бы события в нем не происходили – от одной неразделенной любви до цунами в 12 баллов, от подростка, только что закурившего свою первую сигарету до появления на Земле нового чуда света, главное, чтобы люди в этом неидеальном мире жили в мире друг с другом и с самими собой. Ведь у слова «мир» так много значений...




Похожие:

На конкурс «Мир, какой он есть». Дмитриева Дарья. Мир, какой он есть. О наших прожитых-не-зря и океане iconМир какой он есть или взгляд со стороны (новая редакция)
Существует нечто, в чем был инициирован процесс. Со стороны этого нечто идет противодействие процессу
На конкурс «Мир, какой он есть». Дмитриева Дарья. Мир, какой он есть. О наших прожитых-не-зря и океане iconСтанции
Задачи: научить любить мир таким, какой он есть; воспитывать чувство прекрасного; систематизировать знания о флоре и фауне родной...
На конкурс «Мир, какой он есть». Дмитриева Дарья. Мир, какой он есть. О наших прожитых-не-зря и океане iconАвторы программы Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Авторы учебника...
Авторы учебника Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков «Мы и окружающий мир» учебник для 3 класса
На конкурс «Мир, какой он есть». Дмитриева Дарья. Мир, какой он есть. О наших прожитых-не-зря и океане iconПосмотрим, вначале, что говорят по этому поводу лишь некоторые выборки...
Ведь, в конечном итоге, Пространство есть тот Мир, который окружает вас, а это значит, всё то, что есть вокруг вас, а вокруг вас...
На конкурс «Мир, какой он есть». Дмитриева Дарья. Мир, какой он есть. О наших прожитых-не-зря и океане iconА. Панов В. Быков Скрытые параметры западной научной мысли
Кентерберийский1 изрек: «верю, чтобы глубже познавать». Очевидно, что научный мир, открывая перед человеком свои тайны, требует от...
На конкурс «Мир, какой он есть». Дмитриева Дарья. Мир, какой он есть. О наших прожитых-не-зря и океане iconКонтент для главной страницы сайта с использованием ключевых слов: Производство детских площадок
Ждый ребёнок способен оценить мир таким, какой он есть в его окружении. Пока человек маленький, это окружение для малыша создаём...
На конкурс «Мир, какой он есть». Дмитриева Дарья. Мир, какой он есть. О наших прожитых-не-зря и океане iconКакой урок может стать для ученика любимым, интересным, увлекательным?
Детям интересно, если есть возможность самим анализировать, обобщать, исследовать, если на уроке есть условия для проявления самостоятельности,...
На конкурс «Мир, какой он есть». Дмитриева Дарья. Мир, какой он есть. О наших прожитых-не-зря и океане iconПравила поведения в процессе общения с детьми
Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый»,...
На конкурс «Мир, какой он есть». Дмитриева Дарья. Мир, какой он есть. О наших прожитых-не-зря и океане iconРадость общения
Есть среди нас натуры общительные, которых, хлебом не корми, но дай поговорить и выговориться, а есть и такие, которые бы хотели...
На конкурс «Мир, какой он есть». Дмитриева Дарья. Мир, какой он есть. О наших прожитых-не-зря и океане iconПрограмма внеурочной деятельности по общекультурному направлению...
И когда в тебе проявляется какой-то талант, очень интересно узнать, от какого он предка, далёкого или близкого. Расспрашиваешь маму,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница