Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества




Скачать 95.96 Kb.
НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Дата публикации24.10.2014
Размер95.96 Kb.
ТипКонкурс
shkolnie.ru > Астрономия > Конкурс
Профессиональный конкурс работников образования

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

(2012-2013 учебный год)


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 58 г.Армавира Краснодарского края

Номинация конкурса : Организация воспитательного процесса

Автор-составитель : Черных Марина Дмитриевна, воспитатель высшей категории.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Тема: Роль песочной игротерапии в развитии эмоциональной сферы детей с нарушением зрения.

^ Проект разработа

Черных М.Д.

воспитателем

высшей категории

(2010г.-2014г.)

г. Армавир

Актуальность проекта:

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.

Одной из актуальных проблем в работе с детьми с нарушением зрения является изучение эмоциональной сферы. «Детство – золотой век эмоционального в нас», - отмечаетВ.В.Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.

Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Эмоции играют важную роль в жизни детей с нарушением зрения: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств - важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.

В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение с взрослыми и сверстниками, средства массовой информации…..) у детей могут возникнуть негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающая в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющая замкнутостью и депрессивностью.

Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются черствые, бедные душой дети – а затем и взрослые.

Негативные способы поведения дети переносят в игру. А ведь вся жизнь – игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает «зону защиты» для ребенка. «Я в домике», - часто произносят дети, испытывающие страх или усталость. Игра – самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.

К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка писка!» Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья.

Взрослые часто ставят перед ребенком череду запретов и указаний. Так кирпичик за кирпичиком растет и крепнет стена, отделяя и отдаляя Мир ребенка от Мира взрослого.

С помощью песочных игр малыши воссоздают это шаткое равновесие. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
^ Тема: Роль песочной игротерапии в развитии эмоциональной сферы детей с нарушением зрения.
Цель инновации:
Цель: развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детей посредством песочной игротерапии.
Задачи:

  • Изучать взгляды и рекомендации исследований по проблеме песочной игротерапии.

  • Разнообразить способы песочной игротерапии и разработать систему занятий с детьми.

  • Создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей, атмосферу благополучия в детском саду.

  • Наладить тесное взаимодействие с родителями по решению данной проблемы.


Гипотеза: Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребенка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка; для результативности песочной игротерапии необходимы разнообразные условия, средства и методы, которые стимулируют желания и интересы ребенка; достижение оптимальных результатов невозможно без глубокого изучения атмосферы семьи, без тесного, доверительного и партнерского взаимоотношения с родителями;если реализовать многогранные воз­можности песочной игротерапии, то возможна более качественная коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушением зрения.
Тип проекта

  • По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой.

  • По содержанию: естественно-научный, психолого-педагогический.

  • По числу участников проекта: группа (8-10 детей с нарушением зрения).

  • По времени проведения: продол­жительный.

  • По характеру контактов: в рам­ках ДОУ.



Направления деятельности:


Тема

Цели:

^ Цикл 1 - ориентировочный

Чувствительные ладошки

- пробуждение интереса, стимуляция внимания;

- знакомство со средой;

- пробуждение интереса к занятиям;

- обучение специальным движениям и их тренировка;

- развитие внимания, связанного с координацией движений;

- развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;

- развитие речи, памяти, мышления.

-развивать эмоционально-чувственный опыт детей

^ Цикл 2 - переход от предметно-манипулятивной игры к сюжетно-ролевой

Секреты сухого и мокрого песка

- пробуждение интереса, стимуляция внимания;

- сравнение качеств сухого и мокрого песка;

- развитие внимания, связанного с координацией движений.

-снятие эмоционального и мышечного напряжения


^ Цикл 3 - переход к самостоятельным действиям

Путешествие по

песочной стране

- -формирование умений произвольно концентрироваться на заданной группе мышц;

- развитие тонких тактильных ощущений;

- развитие умения действовать по инструкции;

- развитие пространственной ориентации;

- учить выстраивать композиции на песке по образцу;

-закрепление основных видов эмоциональных состояний

-расширять эмоциональный опыт при взаимодействии друг с другом


^ Цикл 4 - подготовка к самостоятельной жизни

Познавательные игры на песке

- -усовершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;

- -стимулирование развития сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности,

-- усовершенствование навыков позитивной коммуникации;

-- закрепление представлений об окружающем мире;

- -„проигрывание" разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке;

- -создание положительного эмоционального контакта с детьми,добрую атмосферу;

-- снижение напряжения через взаимодействие детей с песком, материалами различного фактурного покрытия.

 

Предполагаемый результат


  • Сформированные коммуника­тивные навыки общения, эмоционально-волевая сфера.

  • Повышение уровня мотивации к занятиям.

  • Развитость тактильно-кинесте­тической чувствительности и мел­кой моторики.

  • Получение первого опыта реф­лексии (самооценки).

  • Творческое самовыражение вос­питанников.


Предмет эксперимен­тального исследования: педаго­гические условия, необходимые для эффективного использования песочной игротерапии для разви­тия коррекционно-развивающих навыков и социально-волевой сфе­ры у воспитанников с нарушением зрения.
Методы проекта:

  • наблю­дение;

  • совместные игры;

  • монито­ринговые процедуры;

  • обучающие,

  • проективные игры;

  • познаватель­ные игровые занятия;

  • игры-сказки;

  • песочные спектакли.


Стратегия осуществления проектной деятельности

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ № 58 с деть­ми с нарушением зрения:

  • в специально организован­ной деятельности,

  • совместной дея­тельности педагога и ребенка (под­группы детей), самостоятельной детской деятельности;

  • с педагога­ми — в условиях проведения ак­тивной методической работы.

Этапы управления проектом


1. Концептуаль­ный

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта

2. Исходно-диаг­ностический

Разработка диагностического инструментария (критери­ев, показателей, дидактического материала) для отсле­живания уровней коммуникативности и эмоционально-волевого состояния детей. Организация и проведение диагностического исследова­ния (констатирующий этап)

3. Коррекционно-технологический

Формирующий этап. Деятельность в соответствии с тематическим планирова­нием

4. Технологиче­ский

Промежуточная диагностика

5. Уточняющий

Коррекция индивидуальных программ сопровождающей деятельности воспитанников в соответствии с их потен­циальными возможностями

6. Итогово-диаг­ностический

Заключительная оценка уровня сформированности коммуникативных умений и эмоционально-волевой сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи


^ Обеспечение проектной деятельности

1. Методическое

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб., 2002.

Грабенко Т.М., Зинкевич-Ев-стигнеева Т.Д. Практикум по пе­сочной терапии.- СПб., 2002.

О.Ю.Епанчинцева «Песочная терапия в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Дошкольная педагогика. 2005 - Май, июнь.

2Материально-техническое

Два деревянных ящика размером 50x70x15 см с бортиками 5 см, окрашенные внутри голубой крас­кой. Журнальные столики, на кото­рые ставятся песочницы.

Чистый, просеянный, прокален­ный в духовом шкафу песок.

«Коллекция» миниатюрных фигурок, отражающих окружающий мир. (Серии фигурок: куклы-чело­вечки; домашние, дикие животные и птицы; животные жарких стран; пресмыкающиеся; транспорт; ору­дие труда — песочные наборы: объекты среды обитания — дома заборы, деревья, детали для строительства; герои анимационных фильмов; сказочные персонажа: оружие — наборы солдатиков; ес­тественные природные объекты - камни, ракушки, веточки, различные плоды; бросовые материалы - флаконы из-под духов, проволока и т.д.; аксессуары — пуговицы, бу­синки, брелоки; пластмассовые буквы и цифры, различные геометрические фигуры)

Кувшин с водой для увлажнения песка. Опрыскиватель.

3Диагностико-дидактическое

Игры с песком и водой в работе по формированию пространствен­но-количественных представлении у дошкольников.

Конспект познавательного занятия «Песочная лаборатория».

Конспект занятия «Чудеса на песке».

Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чув­ствительности и мелкой моторики рук.

Игры, направленные на развитие фонематического слуха и коррек­ции звукопроизношения.

Диагностическая методика по определению уровня формирова­ния коммуникативных умений и развития социально-волевой сферы.


Содержание проектной деятельности

Представлено тематическим пла­нированием формирующего этапа.



Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012-2013 учебный год муниципальное...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница