Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества




Скачать 51.96 Kb.
НазваниеВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Дата публикации20.03.2014
Размер51.96 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Астрономия > Урок
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

(2013/14 учебный год)

Номинация конкурса: педагогические идеи и технологии: среднее образование

Название работы: Анализ гл. XVIII восьмой ч. 4 книги романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» (конспект урока литературы в 11 классе)

Автор: Кутняхова Наталия Анатолиевна

Место выполнения работы: МБОУ СОШ № 2 г. Зверево Ростовская область, ул. Осташенко, 10

Анализ гл. XVIII восьмой ч. 4 книги романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» (конспект урока литературы в 11 классе)
На уроке обсуждаем главу романа М.А.Шолохова «Тихий Дон», один из ключевых эпизодов произведения.

Цель урока: логическая интерпретация эпизода, подготовка к сочинению. Оборудование: тексты романа, записи в тетрадях, толковые словари.

- Сегодня на уроке мы обратимся к последним страницам романа. Пройден сложный жизненный путь. Григорий, переживший смерть родных, гибель Аксиньи, остался один, над головой его «черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца». Что дальше? Откроем главу XVIII.

Первый абзац несет в себе значительную эмоциональную нагрузку. Прочитанный выразительно, он готовит учащихся к восприятию тех художественных образов, без которых сложно понять внутренний мир Григория Мелехова: «Ранней весной, когда сойдет снег и подсохнет полегшая за зиму трава, в степи начинаются весенние палы. Потоками струится подгоняемый ветром огонь, жадно пожирает он сухой аржанец, взлетает по высоким будыльям татарника, скользит по бурым верхушкам чернобыла, стелется по низинам…И после долго пахнет в степи горькой гарью от выжженной и потрескавшейся земли. Кругом весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовитой зеленке пролетные гуси и вьют гнезда осевшие на лето стрепета. А там, где прошлись палы, зловеще чернеет мертвая, обуглившаяся земля. Не гнездует на ней птица, стороною обходит ее зверь, только ветер, крылатый и быстрый , пролетает над нею и далеко разносит сизую золу и едкую темную пыль». В первом предложении останавливаемся на двух, казалось бы, не совместимых образах: ранняя весна – весенние палы. - Ранняя весна – это всегда обновление, пробуждение, начало. А что такое палы?

- В словаре под редакцией Д.И.Ожегова палы объясняются как: 1) степной или лесной пожар; 2) выжженное место в лесу, степи. В словаре В.И.Даля объяснение несколько иное: «Пал – напольный огонь, полевой, степной, лесной пожар или пожог. На севере и востоке по осени или лучше по весне, выжигают все луга, пастбища и покосы, иначе ветошь не дает росту траве».

-Оказывается, пал не всегда пожар, это может быть и «пожог», сделанный мудрой рукой человека, чтобы облегчить путь к солнцу новому поколению травы и цветов.

Конечно, у М.А. Шолохова палы «в степи начинаются сами», но их конечное назначение уже ясно – дать жизнь чему-то новому. Понятно теперь, почему и сами они «весенние» и начинаются, «когда сойдет снег и подсохнет полегшая за зиму трава».

-Первые предложения абзаца насыщены словами с так называемой «отрицательной окраской»: палы, огонь, пожирает, горькая гарь, выжженная земля. Палы представляются неотвратимой бушующей стихией, и тем ярче контраст ее с последующей пейзажной картиной.

«Вторая часть» абзаца насыщена словами с «положительной окраской»: весело зеленеет молодая трава, голубое небо, бесчисленные жаворонки, кормовитая зеленка, гнезда стрепетов. А ведь там, «где прошлись палы, зловеще чернеет мертвая… земля».

-Картина дорисована. Осталось понять: зачем? Следующий абзац поможет ответить: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория». (Можно обсудить вопрос об уместности красной строки. В данном случае это – обозначение паузы, знак того, что далее следует что-то важное)

-Предыдущий абзац (контраст «палы-зеленка»), помогает понять, что происходит в душе Григория.

- Вернемся к толкованию В.И.Далем слова «палы», обратим внимание на то, что жизнь Григория не ушла, не остановилась, а «черна стала».

-Надежду на обновление автор все-таки оставляет своему герою. Читаем дальше: «Он лишился всего…», «все отняла у него, все порушила безжалостная смерть».

- Возможно ли, что ожиданием молодой и обновленной жизни вокруг мертвой земли, автор ввел нас в заблуждение? хоже, что кроме контраста, иной смысловой нагрузки образы стрепетов, вьющих гнезда, не несут. Читаем дальше: «Остались только дети». Вот та самая «молодая трава», которая «кругом весело зеленеет». Наша догадка верна.

- Значит, есть еще в жизни Григория что-то, ради чего он «судорожно цепляется за землю».

-Похоронив Аксинью, Григорий не возвращается домой. Почему?

Григорий не только «утратил со смертью Аксиньи и разум и былую смелость», но и желание жить. Вернее, жить по-прежнему он не мог, а как жить по-новому – не знал, не знал, какую ценность «изломанная жизнь его представляла… для него и для других».

-Какова жизнь Григория в лесу?

Около полугода провел Григорий в лесу у дезертиров, потеряв «счет томительно тянувшимся дням». Проснувшаяся тоска по детям проявлялась в том, как он «искусно мастерил из мягких пород игрушечные фигурки». Днем Григорий делал игрушки, а ночью ему снились дети. И если весной душа его «черна стала», то зимой она начала пробуждаться. Несложно догадаться, что грядет нечто важное в жизни Мелехова.

-Почему все еще не оставляет Григорий одинокое полудикое существование в лесу?

-Он еще не настолько ожил, чтобы вернуться домой: «Вся жизнь Григория была в прошлом, а прошлое казалось недолгим и тяжким сном». И лишь «на провесне» (то есть спустя год, тоже ранней весной) Григорий впервые «за все время своего пребывания в лесу, чуть приметно улыбнулся». На выжженной когда-то земле появились свежие ростки «зеленки».

- В этой главе М.Шолохов не употребляет внутренних монологов, кроме одного раза. Где?

- Передавая постоянные («часто думал») мысли героя, автор использует внутренний монолог: «Походить бы ишо раз по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда можно бы и помирать». В какой-то момент это желание становится целью: «Не могу ждать», - говорит Григорий безымянному дезертиру (Кстати, и жизнь в лесу напоминает тяжелый, томительный сон, где Григорий по-прежнему одинок, может, потому у окружающих его людей нет ни лиц, ни имен).

-Чего же не может ждать Григорий?

- Неужели времени, когда можно «помирать»?

-Почему так долго смотрел он на родной двор, «бледнея от радостного волнения»?.

-Почему не бежит к дому, почему остановился?

- Почему не передает автор мыслей, рождающихся сейчас в голове Григория?

Особое внимание уделим эпизоду, в котором Григорий пересчитывает патроны. «Зачем-то пересчитал» отмечает М.Шолохов.

-Что это? Привычка военного человека, всегда готового к бою, или попытка оттянуть время, нерешительность человека, не знающего, что его ждет?

-Издревле на Дону существовал обычай: возвращавшиеся со службы казаки бросали в воду фуражки, старое обмундирование, какую-то бытовую военную мелочь. Обычай существовал вплоть до революции, машинисты даже специально замедляли ход поездов, чтобы могли казаки оделить дарами Дон-батюшку. Плыли по воде казачьи фуражки, как символ того, что все возвращается на круги своя. Может, отголоски этой традиции и заставили Григория бросить в воду винтовку, наган и только что пересчитанные патроны?

-А может быть, не хотел он возвращаться к жизни, входить на родной двор с оружием, к которому уже не испытывал уважения, свойственного казакам с детства.

-Выбросив оружие и патроны, Григорий «тщательно вытер руки о полу шинели», как будто хотел стереть само воспоминание о том, что этим рукам приходилось убивать. И лишь затем «перешел Дон… и крупно зашагал к дому», теперь в Григории проснулось нетерпение, он едва удерживался, чтобы не побежать к дому.

Можно лишь предполагать, насколько трудным будет приобщение Григория к новому миру, к сыну. «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни…»

Похожие:

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconКонкурс педагогического творчества
К презентации в pptx “Мама, где мой папа?” на Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
...
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013/14...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013/14...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013 2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013 – 2014 учебный год)
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013 2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013 – 2014 учебный год)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница